Звериное спасение человечества

       Можно воспользоваться метафорой очереди. В ней все друг друга ненавидят, в то же время все связаны, истерически сцепляются друг с другом, потому что очередь выделяет себя по отношению к остальному миру, который или в эту очередь пытается проникнуть, или от него зависит выдача того, что маячит в самой голове очереди. И в этой очереди нельзя высовываться, не надо выпендриваться, нужно полностью соответствовать состояниям, которые возникают между сбившимися телами.
       Это метафора для понимания того, что случается тогда, когда человеческие действия не канализируются через структуры. Когда мы без них, тогда мы соединяемся в то, что можно было бы назвать элементарными формами социальной жизни, которые начинают действовать тогда, когда из человеческого тела, из человеческого материала, из общественного тела вынуты структурирующие стержни. Вот, например, немцы такие структурирующие стержни и вынимали, когда они говорили, что нам не нужно никаких представительных институтов, никакого формализованного законопорядка… “Нам не нужно ничего этого — один народ, одно государство, один фюрер”

             Мамардашвили Мераб Константинович "Опыт физической метафизики"


    
       Единый массив тел как масс с приданными им знаками распознавания и прочими фетишами, поставленный на службу идеологий - феномен ХХ века и протоплазма фашизма. А ХХI век нас не излечит, нет, но будучи более продвинутым, внесёт в эти "массивы" и элементы структур, но так чтобы массив подчинял себе структуры, а не структуры создавали человека и разъедали всякий массив. Извращённое использование структур поможет построить тоталитарное общество будущего, но основанием его всё равно останется то, что мы уже видели в прошлом - нерасчленённый конгломерат тел, лиц, фигур, движений, судеб. Этакие многотысячные монстры-народности, объединённые под флагом идеологий и воспроизводящие себе подобных, а себе не подобных уничтожающие. К сожалению, таким "конгломератом" был и русский народ в эпоху Сталина, не только немецкий. Был и китайский. Имеется в каком-то смысле даже американский вариант подобного "конгломерата" - особенно он стал процветать именно сейчас, в период сравнительной стагнации американской системы. Когда государства и системы терпят крах или переживают эпохи кризисов, одним из способов выползти из этих кризисов, является ликвидация свободной гражданственности и всяческих индивидуальных прав и консолидирование сил в "единый кулак" или "хлев", кому как нравится.
      Но вопрос о ХХI веке - это вопрос о превращении в такой "хлев" всего человечества - на базе техники и полной информационной прозрачности. Естественно под лозунгами грозящих всему человечеству глобальных катастроф. Хочешь спасти человечество? - добро пожаловать в "хлев"! Ибо и сами проблемы и сами вопросы накачены и прокачены теми же, манипулирующими нами, технологическими системами. Мы находимся в виртуальном мире всеобщей симуляции, в котором ставятся вопросы о нашем спасении. Подтверждая старую метафизическую формулу: каков вопрос - таков и ответ.
      Что есть предлагаемый нам "конгломерат"(если на рекламном ролике, то спасение человечества)? - он есть массовый зверь с идеологическим лицом. А в будущем - технически структурированный к тому же. Символический зверь, выходящий из вод морских в конце света - он самый... А вверху на нём восседает блудница...
      Ведь всё это можно философски и метафизически описать как определённые процессы, фактически бессознательно происходящие в обществе уже сейчас, хотя и под управлением. То есть управление есть, но управляет оно, исходя не из человеческой природы и не из человеческих закономерностей. Так что есть такой библейский символ нашего возможного "конца света". Один из возможных печальных вариантов будущего - "звериное спасение человечества" - это когда все, как един зверь...
      Второй печальный вариант "конца света" описывают философы, он принадлежит перу Ницше, в частности, первопроходцу в самой его идеи - это повальное вырождение или деградация до "только человеческого", при условии того, что никто так и не знает, что есть человеческое вообще. Однако все о нём говорят, как о самом в себе понятном и принятом. "Они смотрят и моргают, и они счастливы"... Полые люди - последние люди на земле.
      Третьим же вариантом, наверное, является прямое уничтожение в огне катастроф или в глобальной войне.
      Что же, "хрен редьки не слаще" - тотальная технологическая фашизация, тихо вырождающееся "моральное человечество" или же прямой "бум"?!
Каким может быть и должен быть благоприятный исход? Почему его не видно или же так плохо видно сегодня, если предполагать верное будущее можно только исходя из точного видения настоящего? Либо мы упускаем его, либо его ещё нет, либо его уже никогда и не будет...??? С хорошим зрением мы должны были бы разглядеть его уже сейчас. Но мы не видим контуры благоприятного будущего. У нас существует только одна версия, опять же, того же самого Ницше, с его сверхчеловеком... Но это , надо понимать, предусматривает "единичные прорывы" на фоне массово оскоплённого человечества.
Следовало бы наверное даже сказать, что Ницше создал свою теорию сверхчеловека лишь на таком, прямо подразумеваемом, фоне и лишь в связи с таким вариантом развития событий. То есть тихое вырожденчество и сверхчеловек - максимально связаны и предполагают друг друга. Но что-то всё с каждым годом становится менее и менее похожим на "тихий" вариант подыхания. Слишком много вокруг и в самом человечестве накопилось проблем, чтобы можно было их тихо усыпить в купе с самим человеком - навсегда. Отсюда, нужно сделать вывод, что и ветки сверхчеловека, скорей всего, не будет. Хотя мы так уже к нему привыкли в наших блокбастерах))) Можно сказать, даже почти уповаем на него...
       Явственней всего мы зажаты между двумя вариантами: "большой бум" или "звериный рык". Исходя из сегодняшних реалий - тихо подыхать мы не будем... Мы уже направились не туда... Откровения Иоанна оказываются ближе к реальности, чем все философские прозрения ума. Никто никому из нас не даст теперь исчезать спокойно, растворяясь в сладости анти-эволюции. Мы все уже - слишком звери.
       Каковы же шансы благоприятного исхода при двух означенных вариантах? Они снова - единичны. Это - уцелевшие в войне или катаклизмах. Либо, выпавшие и ушедшие из системы. Ни те, ни другие сверхлюдьми не будут. Они будут просто людьми. Боюсь, что спасение человечества - это не сверхчеловек, а просто человек, тот, кто останется человеком, Ницше заблуждался. Сверхчеловек - последний идеал, посреди всех сокрушённых философским молотом Ницше. Разбить тысячу идеалов, чтобы создать один - нелёгкая задача, обаруживающая в конце концов, что и она под пятой времени.
       Наши технологические киноиндустрии так легко подхватили этот идеал и столь сладостно он пришёлся к их сердцу, что это заставляет задуматься. Всё сделает герой или сверхгерой, он всех спасёт и ничего страшного в конце не будет. И речь идёт не о том, что киноэкранные сверхгерои похожи на Заратустру Ницше, вовсе нет, но о том, что всё же их образ "льёт своё семя" из одного источника.
      Ответить на вопрос, что есть человек, а не сверхчеловек - будет ближе ко спасению. Не "сверх" нам вообще-то нужно, а присвоить, взять то, что уже есть. Вот это такое "наше", которое нам всё ещё не принадлежит. Нам нужен человек, а не сверхчеловек. Пойдите, найдите ещё человека!
      У Ницше сверхчеловек противостоял человеку, в моём видении будущего - человек противостоит зверю и роботам.

      Я вижу будущее как масштабное включение в человеческую жизнь самых плодотворных технологий - раз, и как максимальное приближение человека ко всему живому, растениям и животным - два. И оба этих приближения прекрасны. Однако, такая тесная близость вынудит нас, бесконечно приблизившись, всё же установить и дистанцию, чтобы не слиться ни с роботами, ни с животными полностью и окончательно. И вот тут-то нам и придётся выяснить подлинным образом чем же мы отличаемся от них. Это установление новой, а не старой классической дистанции, впервые заставит нас ответить на старый метафизический вопрос: что есть человек? Но ответить не метафизическими размышлениями только, а "плотью и кровью", своим собственным опытом, зафиксировав это прежде всего в символах, а затем, допытываясь и рационально, конечно же. Вот тут я вижу единственный благоприятный выход для человечества.
      Он не согласуется во всём и с Хайдеггеровскими опасениями по поводу техники - не назад от техники нам нужно идти, мы бессильны это сделать и другого пути у нас уже нет, а вперёд - со всеми страхами и риском - и потерять себя, но может быть и найти.
      Итак, сверхчеловек - это ложный путь. Это - последний фетиш, которым мы как "фиговым листочком" прикрываемся от голой реальности, от довольно страшной реальности - что прикрываться то нам больше нечем и игра идёт уже по крупному: последняя ставка - сам человек.


Рецензии