Ему б
Пытатель собственного ЭГО,
Ваятель умного лица,
Промысливает траты века...
Хвалою, лестью и враньём
Встречает тех, кто властью мощен,
А для укутанных рваньём
Не смалец вынесет, а кости.
Пред всяким смердом, без причин,
К чему бросаться на колени?
От мизерности величин
Ни проку, ни вреда... ни тени.
Перехватить вперёд врага
Того, кто у реалий в доле...
А если что не так - в бега,
Лазеек множество на воле.
Пускай спасает дед Мазай
Зайчишек, честь ему и слава.
В герои сдуру не влезай,
Других охотников немало.
Когда же вынесут руно
Из-под полы слуги тельцова,
Рука должна подать вино
Под звук приветственного слова.
Пусть Греку в рЕке встретит рак,
Пусть наворует Карл у Клары,
Жар-птицу ищет пусть дурак,
С горбатеньким коньком на пару.
А мёды пить и есть халву
Не каждому дано на свете:
Колпак шута не жмёт главу,
Но он у многих на примете.
И в жизни, полной передряг,
Такому - быть роднёй фавору.
Ему и саван, будто фрак,
Ко времени придётся впору.
Ему бы, время улестив,
Дворовых протолкнуть в дворяне.
А вдруг в плебеевой кости
Коса треклятая застрянет?
Песок времён держа в руке,
На землю просыпает горсти,
А на затоптанном песке
Не разобрать, чьи были гости.
09.02.2018
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Размышления о природе человеческой натуры, социальных играх и жизненном пути: лицемерие, приспособленчество, борьба за статус, тщетность усилий перед лицом времени.
2. Основная мысль
Жизнь — череда ролей и манипуляций; попытки возвыситься часто тщетны, а время стирает следы даже самых деятельных людей. Автор иронично обличает социальные маски и погоню за статусом, подчёркивая конечность всего сущего.
3. Композиция
Кольцевая структура: начинается и завершается мотивами времени и тленности («траты века»;;;«песок времён»).
Тематические блоки:
Лицемерие и приспособленчество (1–6 строки).
Бессмысленность унижения (7–10).
Стратегия выживания («в бега», 11–14).
Ироничные отсылки к фольклору (15–22).
Финальные размышления о времени и следах (23–28).
4. Тип речи
Рассуждение с элементами повествования (аллюзии на сказки) и описания (образы).
5. Стиль речи
Художественный, с чертами сатиры и философской лирики. Смешение высокой («промысливает», «руно») и низкой («рваньё», «враньё») лексики создаёт ироничный эффект.
6. Средства связи
Лексические повторы: «время», «кости», «власть».
Антитезы: «хвала;;;враньё», «герой;;;дурак».
Параллелизмы: «Пусть… Пусть… Пусть…» (строки 19–21).
Местоимения и синонимы: «он», «такому», «ему» (связывают образы).
7. Средства выразительности
Метафоры: «песок времён», «гонцы наступившей весны» (скрытое сравнение).
Перифразы: «дед Мазай» (аллюзия на спасение), «руно» (символ добычи).
Ирония: «честь ему и слава» (о спасении зайцев), «колпак шута не жмёт главу».
Аллюзии: отсылки к сказкам («Жар;птица», «горбатенький конёк»), фольклору («дед Мазай»).
Архаизмы: «смерд», «рваньё» (усиливают сатирический тон).
Гипербола: «лазеек множество на воле».
Оксюморон: «саван, будто фрак» (соединение смерти и светского шика).
8. Ритмика и рифма
Размер: вольный дольник (нерегулярный ритм, создающий разговорную интонацию).
Рифмовка: перекрёстная и смежная, часто неточная («мощен;;;рваньём», «причин;;;величин»).
Звукопись: аллитерации на «р» и «л» («рваньём… рЕке… рак») усиливают ощущение хаоса.
9. Вывод
Стихотворение — сатирическая притча о человеческом тщеславии и тщетности социальных игр. Через иронию, аллюзии и контрасты автор показывает, как время нивелирует усилия и маски, оставляя лишь «затоптанный песок». Стиль сочетает фольклорные мотивы с современной интонацией, создавая многослойный образ «тёртого сказителя», наблюдающего за круговоротом жизни.
Свидетельство о публикации №118020911181