Так уж есть...
Говорим много слов ни о чём.
Больше правды в наследии песен,
Чем в поступках за каждым плечом.
Проливаясь раскатистым эхом
На обещанный путь по судьбе,
То притворным заходимся смехом,
То со страхами тонем в мольбе.
Осужденьем украсив иуду,
Пить с лица красоту? Не вопрос.
Если что измерять, так уж пудом.
Если тыкать грехом, так уж в нос.
Лапоть дружбы меняя на проки,
От лишения впадая в нуду,
Все бывают излишне жестоки,
И обманы впрягают в узду.
Пудом соли измерить ли святость?
Мёдом лести не лечится ложь.
Оттого ль так упорна предвзятость,
Что любой в искушения вхож?
Тьмою правя обиды напоры,
Ожидать озарений души
Люди учатся, всё-таки, споро...
А достоинства в этом - грошИ.
Выбор - это свободная воля.
Он для каждого шага открыт.
А чего ожидать можно, коли
Верен страх, предан дух, продан стыд?
Прокатиться бы с ветром по небу,
Да мешают грехов кутули.
Сколько нужно для сытости хлеба?
А излишков-то Бог не сулил.
И в набегах на пастбище выгод
Много в пагубе душ полегло.
Лучше быть? Да, конечно, могли бы...
Но к добру прилагается зло.
Не метнуться ли весточкой в поле
О возможности брать лишь своё?
В пуде много... ох, как много соли.
Ну, а вкусно ль совсем без неё?
-____-_—_–_
Краткий анализ стихотворения
Тема. Размышления о противоречивой природе человека, его нравственных выборах, искушениях и двойственности поступков.
Основная мысль. Человек склонен к лицемерию, самообману и греху, но при этом обладает свободной волей для выбора добра. Истинная ценность скрыта не во внешних проявлениях, а в осознанном нравственном выборе; при этом абсолютного добра без примеси зла в человеческой жизни практически не существует.
Композиция. Многоплановое философское рассуждение, состоящее из:
вводной части (первые 2 строки) — общая характеристика человеческой природы;
серии образных иллюстраций противоречий человеческой натуры (основная часть);
кульминации — утверждения о свободе выбора («Выбор — это свободная воля…»);
заключительных строк — риторический вопрос о цене «чистоты» жизни.
Тип речи. Рассуждение с элементами описания (образные картины человеческих поступков).
Стиль речи. Художественный с ярко выраженной философской направленностью; присутствуют архаизмы и просторечия («пуд», «лапоть», «нуда», «кутули»), создающие особый колорит.
Средства связи предложений:
анафоры («Если что измерять…», «Если тыкать…»);
риторические вопросы;
параллелизмы;
лексические повторы («пуд», «выбор», «грех»);
контрастные пары («смех — мольба», «добро — зло»).
Средства выразительности:
метафоры («проливаясь раскатистым эхом», «тьмою правя обиды напоры», «грехов кутули»);
антитезы («верен страх, предан дух, продан стыд»; «к добру прилагается зло»);
гиперболы («пудом соли измерить ли святость»);
архаизмы и диалектизмы, придающие тексту народно;поэтическую окраску;
риторические вопросы и восклицания, усиливающие рефлексивный характер текста;
символы («ветер», «хлеб», «соль») как носители глубинных смыслов.
Итог: стихотворение представляет собой глубокое философское размышление о человеческой природе, где через систему контрастов и символических образов раскрывается вечная дилемма морального выбора.
Свидетельство о публикации №118020806791