Семидольники русского стиха

Незыблемым материком русской поэзии до настоящего времени остаётся силлабо-тоническая система стихосложения. Не менее восьмидесяти процентов отечественной поэзии укладываются в пять основных её размеров, а именно: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Размеры называют и метрами, в соответствии с разделом науки о стихе – метрика. Но следует заметить, что под размерами, как понятиями конкретными, понимается, например: четырехстопный ямб, трехстопный хорей, трехстопный анапест. И в обиходе ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест чаще именуются именно размерами [1]. С учетом вышесказанного можно предположить, что остальные около двадцати процентов отечественной поэзии, относятся к элементным ритмическим группам, таким как: трехдольник, четырехдольник, пятидольник и шестидольник, а также различным видам дольника: акцентный стих, паузник, тактовик и т.п. Все это можно встретить в специальной литературе.
Рассматривая полносложные многодольники со сложной двухакцентной мерой (кратой), а именно: пятидольники и шестидольники – все известные публикации на данную тему отмечают особую сложность шестидольника. Трудно ли писать стихотворения, применяя шестидольник?  Трудно. В словаре А.П. Квятковского приведены шесть видов моделей четырехкратного шестидольника. При этом шестидольник третий иллюстрируется единственным примером: отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или с четырехсложной клаузулой [2].
Как элементные ритмические группы пятидольник и шестидольник имеют соответственно пять (пятидольники с 1-го по 5-ый) и шесть (шестидольники с 1-го по 6-ой) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы. При этом пятидольник, как сложная двухакцентная мера (крата), представляет собой сочетание трехдольника с двухдольником, а шестидольник – четырехдольника с двудольником.
А что можно сказать насчёт семидольника? Трудно ли писать стихотворения, применяя семидольник? Да. Еще сложнее, чем шестидольник. Но это не значит, что он не применим. В связи с этим характеризуем семидольник, по аналогии с шестидольником, как сложную двухакцентную меру (крату), представляющую собой сочетание четырехдольника с трехдольником. Семидольник состоит из семи слогов в крате и образует семь видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы. Класс семидольников включает в себя 28 видовых тактометрических периодов. Теоретически так.
Что лучше всего объясняет теорию? Конечно, практика.
Ниже приводятся стихотворные подборки (выборки), претендующие лишь на иллюстрацию техники стиха семи видов моделей семидольника. Эти видовые формы, предлагаемые к обсуждению, и образуют отдельный класс семидольника. В нашем случае иллюстрируется однократный и двухкратный семидольник.

Семидольник первый:

            На столе

| Уксусница – |кислая,
|Вафельница с |крошками,
|Сахарница – |сладкая:
|Вылизанны |кошками...

Семидольник второй:

Арт|ек-пионер|база,
Тво|и флаги ат|ласны!
Вос|пой, море прек|расно
В лу|чах «югоал|маза!»,
Тру|ба – гордость гор|ниста!..
И |сердце упо|ённо
Иг|рой…
                Солнце ог|нисто,
Вол|на горько-со|лёна.

Семидольник третий:

Произ|водства призыв|ник –
Паре|нёк буровзрыв|ник.
Моло|дой, – чудако|ват,
М Г |У      стипенди|ат...

Семидольник четвертый:

|Невская |пышечная,
|В рынке чуть |выжившая,
|Вписана в |справочники.
|Помните, |лавочники,
|Пышечки в |красочном
|Городе |сказочном?!

Семидольник пятый:

Ре|ка полно|водная.
Ла|дья быстро|ходная,
В по|ход, безра|ботная!

Ждёт| море ле|довое.
Про|щайте пор|товые
Ка|наты швар|товые –

При|чальные |узники.
Вам |кранцы со|юзники.
Дер|жите под|гузники!

У|ходим… Мы |тайными
О|хвачены |планами –
За|морскими |странами!

Семидольник шестой:

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СТЮАРДЕССА

Само|лёт.
                Стюар|десса –
Обла|ков поэ|тесса,
Вся|одежда – "с и|голки"
От нос|ков до за|колки,
Вся – де-|факто, де- |юре –
Красо|ты увер|тюра.
На марш|рутах до |Крыма
Всей Рос|сией лю|бима.

Семидольник седьмой:

                Сторожевой корабль

Стороже|вик бога|тырь,
Припоми|ная вой|ну,
Мобили|зует наш |мир,
Обере|гать тиши|ну...

Таким образом, приведены технические примеры применения семидольника, как самостоятельной меры метрического стиха; его правильные полоносложные ритмические процессы, формирующие структуры стиха, ритмы которых по слоговому составу полносложные (не паузные), а по акцентности – константные (не инверсированные).
Возможно, практическое применение нового класса многодольников – семидольника позволит молодым поэтам обогатить, пусть в малом количестве, довольно интересными стихами русскую поэзию.
Теоретически в русском языке можно применять и восьмидольник, представляющего собой сочетание четырехдольника с четырехдольником. При этом восьмидольник состоит из восьми слогов в крате и образует восемь видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы. Он формирует еще 32 видовых тактометрических периодов. Писать восьмидольником чрезвычайно сложно. Тем не менее – возможно. Впрочем, это уже совсем другая история.
Литература:
1. Илья Фоняков  Гармония и алгебра строки: научно-популярное издание – Санкт-Петербург: «Геликон Плюс», 2007 – 240 с.
2. Квятковский А.П. Поэтический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1966 – 376 с.


Рецензии