Не существует Естественной Религии

Уильям Блейк, 1788

[a]

Предпосылка.
У Человека не существует иного понятия нравственности , кроме как от Образования. Природно, он есть только естественный орган, расположенный к Чувствованию.

I. Человек не может иначе постигать, кроме как через свои природные или телесные органы.

II. Человек своей способностью рассуждать может только сравнивать и судить о том, что он уже воспринял.

III. Из восприятий существует только три чувствования или три элемента, и никто не может вывести четвертый или пятый.

IV. Никто не может иметь, кроме как природных или органических мыслей, если у него нет иных, кроме как органических восприятий.

V. Человеческие потребности ограничены его восприятиями. Никто не может желать того, что он еще не воспринял.

VI. Потребности и восприятия человека, не развитые ничем другим, кроме как органами чувств, должны быть ограничены объектами чувствований.

[b]

I. Человеческие ощущения не связаны органами ощущений. Он воспринимает больше, чем чувствования (даже достаточно острые) может раскрыть.

II. Разум, или рацио всего того, что мы уже знаем, не останется прежним, когда мы узнаем больше.

III. [УТЕРЯНА]

IV. Связанный, он ненавистен своему обладателю. Все те же глупые повороты вселенной должны будут вскоре стать жерновом с хитрыми колесами.

V. Если бы большинсво могло бы стать такими же, как меньшинство, что одержимо. «Больше! Больше!» — таков крик заблуждающихся душ. Не менее, чем Всё, и даже больше Всего, неспособно удовлетворить человека.

VI. Если бы кто-нибудь мог пожелать, что он отказывается быть одержимым, отчаяние должно было бы стать его вечным уделом.

VII. Желание человека Бесконечно, одержимость Бесконечна, и он сам является Бесконечностью.

Заключение. Если бы не было Поэтического или Пророческого образа, Философское и Экспериментальное тогда вскорости стали бы соотношением всех вещей и застыли бы, неспособные к иному, как только вновь и вновь повторять все те же бессмысленные круги.

Заявление. Тот, кто зрит Бесконечность во всех вещах, зрит Бога. Тот, кто видит Рацио – видит лишь самого себя.

Следовательно
Бог становится таким, какие мы сами есть,
И что мы можем таковым, как он
Быть.


Рецензии