Слоги, буквы звуки продолжение
Начиная с X века возникла тенденция ставить цезуру после третьего стиха (5-7-5/7-7), а в эпоху «Синкокинсю» (то есть начиная примерно со второй половины XII века) особую популярность приобретает цезура после первого стиха (5/7-5-7-7).
Таким образом ударение на первый слог свойственно с XII века (время появления «Синкокиинсю») ударение на четвертый или второй слог более старая традиция конца IX века, т.е. основание ставить ударение 1/4/7 всё-таки есть. Хотя начиная с X века ударение ставиться на третий слог
Подобные ударения или дактиль в нашей поэзии взяты в так называемом «Японском сонете» и как говорит Курума; «поясню откуда взялось якобы классическое ударение 1-4-7, то есть дактиль ... Дактиль, то бишь 1-4-7, никогда не был и никогда не будет классическим ритмом (ударением), потому что дактиль был взят (с потолка) исключительно и только для японского сонета, когда собственно этот сонет "японский" придумывали - а придумывали в конце 1990-ых годов. И, значит, уже по умолчанию понятно, что хайку намного древнее «японского» сонета. Собственно, японский сонет никакого отношения к японским формам поэзии не имеет».
Тут я с Курума согласная, но мое мнение: даже если это и не имеет отношения к вака, это имеет отношение к длинным песням – нагаута, сэдока, каута. И потом вместо дактиля, можно использовать другие стихотворные приёмы: ямб, хорей - двусложные, самые примитивные, стихотворные размеры. Оба размера активны, вследствие ритмичного чередования ударного и безударного слогов.
Трёхморным или четырёхмерным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава».
Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариаций четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного подобное богатство ритмики, позволяет осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.
Рассмотрим небольшой пример хайку.
СтоИт бекАс,
Ударение падает на второй (2) и четвертый (4) слог
ГлЯдя кудА-то в стОрону.
Ударение снова упало на первый (1/6), четвертый (4/8) и седьмой (7/10) (если предлог считать отдельно) слог. В слове глядя ударение допускается и на последнюю букву, от начала хайку шестой слог.
ОсЕнние сУмерки
Первый (1) и третий (3) слоги. Всё в рамках японской традиции и в тоже время - это совсем новый подход хайку по-русски.
Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге. В строке ударения неизменно падают на четные слоги — 2, 4, 6, 8. Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина»: «Я вам пишу, чего же боле,//Что я могу ещё сказать?».
Расставьте в словах ударения и схематично изобразите ударные и неударные слоги: ударение неизменно падает на четные слоги: 2, 4, 6, 8.
Хорей — стихотворная стихотворный размер с ударением на первом слоге. Возьмите для разбора какое-либо произведение расставьте в анализируемом тексте ударения. Схематично обозначьте ударные и неударные слоги. Подметьте обоснованность, на какой слог непрерывно падает ударение. В двусложной стопе должен быть только один ударный слог, именно очередность ударных слогов образует размер. Двусложным является размер, где из 2-х слогов один ударный. В хорее ударение неизменно падает на нечетный слог.
Отметьте, что безупречно подобранные слова из 2-х слогов встречаются редко. Тут мы встречаемся с характерным для двусложных размеров явлением как пиррихий — облегченная стопа, где ни на один слог не падает ударение. Чтобы определить размер стихотворения, где встретился пиррихий, необходимо расставить ударения в нескольких строчках и теснее делать итог о размере.
Для того чтобы понять размер стихотворения, нужно проанализировать ударения в нескольких строчках. Строки пишутся одна под иной, дабы 1-й слог первой строчки соответствовал первому слогу 2-й строчки, 2-й слог — сурово под вторым и так дальше.
Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера. Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей - более нежен и спокоен. Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи. Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров.
Ещё один пример
вот глУпый соловЕй
ударение на второй (2) и шестой слог (6).
он прИнял за тенИстый лес
седьмой (7) слог, десятый (10)
бамбУковый плетЕнь.
(13) (17)
Здесь мы видим разновидность хорея или неправильного ямба.
И снова пример
одИн за другИм
Первый (1) и третий (3) слог
вслед за сливОю зацветАют
пятый (5) и восьмой (8) слог
пЕрсик и абрикОс...
Девятый (9) и двенадцатый (12) слог
Как видим всё в рамках традиций IX – XII веков.
Своего рода хорей.
Надеюсь принцип вы поняли, а разбирать поэзию можно до бесконечности.
Кроме ударений - хайку и танка делятся на ритмические единицы, подобная единица может объединять не только слоги, но и слова и целые группы слов. Выше рассмотренные примеры будут делиться следующим образом.
СтоИт/ бекАс,
ГлЯдя/ кудА-то /в стОрону.
ОсЕнние /сУмерки
И здесь в одной строчке танка или хайку мы будем иметь по три/четыре – ритмических ударений или частей одной строки. Эти три/четыре части состоять из звуков/букв. В первой строке 11 знаков (с пробелом) – два слова. Во второй строчке четыре слова – 23 знака с пробелом, и наконец третья строчка занимает 16 знаков снова два слова.
Начало стихотворного произведения можно разделить на две единицы, середину на три единицы, а конец снова на две, но это уже совсем другая история и она требует отдельной статьи.
Вот глУпый/ соловЕй
он прИнял /за тенИстый лес
бамбУковый плетЕнь.
***
одИн /за другИм
вслед за сливОю/ зацветАют
пЕрсик /и абрикОс...
http://stihi.ru/2018/02/23/4677
Свидетельство о публикации №118020302384