Путь

В чём виноват бред,
Если нутру в нюх?
Коль вороват слух,
Мира вины нет.
Плох ли хорош быт -
Будет всему срок.
Чей был в хандре прок?
Кто был хандрой бит?
Каждый пройдёт путь.
Счастье... обман... боль...
Тянутся арбой,
С чем хочешь быть - будь.
Кто и кому друг?
Ты или я враг?
В тесной суме врак
Скользких полно рук.
То, что рабам в страх,
Вольным идёт в дух.
К слабости Бог глух...
Жизни сойдут в прах.

03.02.2018

Краткий анализ стихотворения
Тема.
Размышления о противоречивости бытия: природа человека, двойственность суждений, неизбежность судьбы, относительность добра и зла, преходящесть жизни.
Основная мысль.
Жизнь полна противоречий и иллюзий; всё временно — и радость, и боль; каждый проходит свой путь, а истина субъективна и ускользающая.
Стиль речи.
Художественный (поэтический), с элементами философской лирики.
Тип речи.
Рассуждение с образными обобщениями, перемежаемое описательными фрагментами.
Композиция.
Вступление (первые 4 строки): постановка вопроса о вине и восприятии («бред», «слух», «мира вины нет»).
Основная часть (средние строки): размышления о быте, судьбе, хандре, дружбе и вражде, иллюзорности счастья.
Заключение (последние 4 строки): финальный философский вывод о преходящести всего и глухоте Бога к слабости.
Средства связи предложений.
синтаксический параллелизм («Кто…?», «Чей…?», «То…»);
анафора и повторы («будет всему срок», «каждый пройдёт путь»);
контрастные пары («плох ли хорош», «ты или я враг»);
эллипсис (пропуски связок, лаконичные фразы);
рифма и ритм (перекрёстная и смежная рифмовка, неравномерный слог).
Средства выразительности.
оксюмороны и парадоксы: «в чём виноват бред», «то, что рабам в страх, вольным идёт в дух»;
метафоры: «счастье… обман… боль… тянутся арбой», «жизни сойдут в прах»;
антитезы: «плох ли хорош», «ты или я враг», «рабам… вольным»;
символика: «арба» (путь, груз судьбы), «сума врак» (суета, ложь);
эллиптические конструкции и риторические вопросы для усиления рефлексивного тона;
аллитерации и ассонансы (повтор звуков «р», «с», «х» создаёт ощущение шероховатости, напряжённости речи).
Общая тональность.
Мрачновато;философская, созерцательная, с нотками стоицизма и экзистенциального сомнения. Автор подчёркивает неуловимость истины и неизбежность ухода всего сущего.


Рецензии