И да, и нет - ещё
Вот так и живём - без времени, но со временем в головах и восприятии. И странными двусмысленными научными подходами ко времени.
Философы пытаются конечно помыслить время, но они не смогут его помыслить, потому что мыслить надо вечность и только последняя подскажет нам что время суть.
У Канта время - форма внутреннего созерцания( в отличии от пространства, которое есть форма внешнего созерцания), у Декарта время - отличие себя от самого себя, а пространство - отличие себя от другого. Неподготовленному человеку такие определения мало что скажут, хотя по-своему они очень даже мудры. Не обращают на них особого внимания и учёные, разве что порой соотносясь, но не разворачивая никаких внутренних генезисов таких определений. Пожалуй, вернувшись к Канту, можно сказать, что форма здесь выступает в виде условия - то есть нечто внешнее нам и его восприятие разворачивается параллельно с самим условием его восприятия - тут нечто и тут его условия. Это нечто мы называем материей, Кант называл "вещью в себе", а условие мы называем пространством. И таковы же условия внутреннего восприятия себя называемые временем. Опять, поскольку воспринимаем - постольку и порождаем. Эти условия не существуют "до" или "вне" воспринимаемого, но формируются как само восприятие: этакое двуострое - одним концом вовне, другим - внутрь. Таким образом пространство-время - единый континуум восприятия вообще и это, представьте себе, не Энштейн сказал, как думают учёные, а уже Кант, хотя и не записал это в научных формулах. Нет сомнения в том, что как философ, Кант мыслил пространство и время глубже Энштейна. Энштейн мыслил с одной стороны, более "показательно", то есть образно и наглядно, с другой стороны, более численно, математически. Кант мыслил понятийно и формообразующе. И нынче популярность идей Энштейна налицо, а идеи Канта и до сих пор - аристократичны. Они как бы особенны и предназначены для избранного понимания. Я думаю, что мы ещё много открытий сделаем по поводу того, что уже открыто. Так и сегодняшняя наука вдруг находит подтверждение своим ультра современным теориям в какой-нибудь античности. А всё дело в том, что она вовсе не "какая-нибудь", как мы думали...
Однако философам приходится говорить также о таких вещах, которые не имеют ни пространства, ни времени, и строго говоря, не могут быть ни внешними, ни внутренними - тогда они берутся за вечность, и вдруг к удивлению обнаруживают, что вечность открывается нам в таком случае как момент, ещё точней - миг, неуловимое мгновение, то есть как нечто беспредельно малое, что и может лишь быть равно бесконечно огромной вечности. Кьеркегор в этом случае говорит о мгновении, Хайдеггер - о "мгновении ока", причём это мгновение несоизмеримо ни с чем, и не меряется никаким прошлым, настоящим или будущим.
Значит для всех тех, кто мыслит истинно глубинно или даже единственно глубинно и последовательно, то есть мыслит философски, поскольку другого такого мышления мы в человеке не знаем(верно Хайдеггер подметил, что в этом плане наука вообще не мыслит), проблема заключена вовсе не в противостоянии, скажем будущего или прошлого, или настоящего и будущего и тому подобного, но представляет из себя гораздо более сложную и запутанную игру самого времени и вечности. Основная контрверза в таком случае перемещается на линию: время вообще(любое, в совокупности его и прошлых, и будущих, и настоящих состояний) и вечность. Мгновение, вечность и время - вот основная мистерия. А противопостояние настоящего будущему или прошлому - детские игрушки. Мы всеми этими названиями лишь размериваем и расчерчиваем какой-то совершенно иной процесс. Прошлое, настоящее и будущее - просто наши мерки. Мы их раскидываем каждый раз заново вокруг своей живой экзистенции. А последняя имеет дело с мгновением вечности. Мгновение же вечности не зависит от прошлого, настоящего и будущего, но закольцовано на само себя. Каким же образом линейно протекающая перспектива знакомого нам времени вдруг превращается в круг? При этом, образуя, скорее всего то, что учёные называют "петлёй времени", совершенно не отдавая себе отчёта в её природе(наука настолько наивно описывает поведение и характер этих петель, что создаётся впечатление, что даже фантасты в этом плане воображают решительнее неё). Петля времени и есть вечность или мгновение, где невозможно узнать что является прошлым, а что является будущим и где никак не понять - не является ли тем и другим настоящее. Фантастические фильмы научились нам это уже показывать, правда, показывают они нам это почему-то исключительно в виде кошмаров, в которых формируется естественное человеческое желание поскорей из них выбраться. Но почему так? Почему такая установка? Нам так привычненько и удобненько в нашем линейном времени, что мы его ни на что не променяем? И хотя ищем и целеустремляемся якобы к другому, но тут же кричим "мама верни меня назад", как только в него попадаем?
Мы пытаемся взять этот вопрос "картинками", а "картинки" сыпятся - ну какие там картинки, к чёртовой матери, конечно, сыпятся в шелуху. Весь ужас происходит от незнакомой ситуации, это всё равно как Алиса, попавшая в необычную страну только бы и делала, что ужасалась и только бы и делала, что пыталась оттуда выбраться. Ну да, незнакомая, нестандартная - зачем же мыслим её стандартно?
Петля времени испытывает повторение в чистом виде, и это, естественно, - безумие для нашего здравомыслия и им можно и нужно пугать. А что как там выход? Не обратно в нормальную жизнь, а вообще выход, принципиальный???
Так от вопроса о времени мы переходим к вопросу о повторении и различии, то есть к вопросу о бытии. То, что бытие дружится с вечностью нам понятно, но как дружимся с обоими мы? И насколько мы там вообще - в бытии и вечности предполагаемся?
И вот оказывается, что бытие то и есть продукт повторения в некотором смысле и различения по совместительству. Что ужасающая, приводящая нас в трепет, в кинематографе "петля времени" и строит наше бытие - просто мы не привыкли видеть её внутренности, как оно там всё работает. А когда видим - трепещем, как осинки на ветру... Чтобы всё, что угодно могло быть, даже неживая материя, повторение уже должно "поработать" над этим и слепить из бесконечных моментов повторяемости то, что мы называем бытием и что теперь уже можем воспринимать. Вспомним извечный философский вопрос - почему вообще что-то есть, а не есть одно лишь ничто? Да потому что существует, как раз такая штука как повторение, потому что время - вовсе не линейно, а бесконечно петлеобразно и ткань времени - вся в петлях и узорах, вследствие чего что-то и есть, то есть задерживается и проявляется. Петля времени приподнимает нечто над хаосом Ничто. Живая же материя сама ткёт даже собственные узоры, у ней ""петли времени" размножаются и плодятся, для того, чтобы обезопасить себя от случайного уничтожения. Ведь появление неживой материи случайно, а появление живой - уже закономерно. Так что вынуждена многих огорчить, если мы хотим когда-нибудь приблизиться к тайнам нашего мира - то нам туда, в эти "кошмары", а не обратно.
Свидетельство о публикации №118020100966