Следы на земле

                Душе нужен труд
                по космической нашей  программе,
                а здесь всё орут,
                и не видят земли под  ногами…

     В церковь забежали школьники средних классов, у которых закончились уроки, когда возле храма уже завершилась служба, и отец Николай Лукьянов собирался к себе домой, в село Бурлацкое. «Благословите, батюшка!» Их было трое или четверо, мальчики и девочки. Батюшка сказал им буквально несколько проникновенных слов, притихшие и вдохновленные, детки выпорхнули на морозный воздух, где ещё были слышны ароматы свечей и голос священника, обращённый к собравшимся по случаю Крещения Господня. С водой, освященной, в руках и с тихой радостью в сердце расходились по домам жители посёлка. Мимо развалин бывшего дома культуры, мимо обезглавленного Ильича, жутких символов былого величия народа. По облагороженным совсем недавно ступенькам церкви имени жен-мироносиц спускались немногочисленные прихожане, вслед им глядели новые окна здания, появившиеся благодаря заботе настоятеля и спонсорской помощи  предпринимателей Терехова Ю.А. и Терехова В.А.
     Много повидавшие, идеологически примирившиеся с любой властью, облака медленно плыли над посёлком, над степью, вспоминая о знамёнах и лозунгах. Тишина. Ни души. Куда-то спряталась даже детвора. Только плотно натянутая ткань времени хранила отголоски оркестров и митингов, призывающих к созидательному труду, без которого на земле нет жизни, и неведомый голос задавал вечные вопросы о месте человека на этой земле.
     Облака пролетали над улицей имени Михаила Сырцова, которая помнит дни, когда белобрысый пацан из многодетной семьи ещё бегал босиком по степи и скакал на лошади без седла, а потом сказал: «Я ухожу в армию, чтобы вам здесь было хорошо». Хорошо знавший его по работе на ферме Н.П.Балахонов, однажды прислал письмо со стихами. Он интересовался: «А помнят ли ещё Сырцова в посёлке, знают ли, за какой партой сидел Миша?»  Обычный парень, который погиб в Афгане, выполняя приказ Родины. Герой. Подвиг земляка – простой и понятный, как молитва. Дал слово – держи  слово. Принял присягу –  выполняй свой священный долг. С таким ясным посылом вполне можно пробивать любые стены непонимания, построить в ряд и дать команду: «Делай, как наш земляк Сырцов Михаил!»… 
   … По степным балкам прячутся от ветра тени прошлого. Быть может, они тоже помнят доброго, светловолосого парня, скачущего без седла на резвом коне?  На полпути до горизонта ещё струится пыль из-под копыт. Он так и не достиг края неба!..  Он ушёл на войну…
     А развалившийся без войны дом культуры, тот уже и подзабыл, как взрослели и мужали прихожане храма культуры и искусства, такие же, как Михаил Сырцов, обычные ребята из ученических производственных бригад, уставшие после долгого трудового дня, когда вслед за уроками в школе, быстро перекусив, они бежали на поля и фермы. Им некогда было размахивать айфонами и устраивать пустоголовые разборки. Дело нужно было делать. Делом, этой главной функцией, прошивались  сложные человеческие механизмы, наполнялись зримым патриотизмом. Деньгами родительскими сорить научились потом, когда на школьный двор перестали заходить ветераны, их век истёк, несмотря на кажущуюся неразрывной ткань времён.  Кто-то здесь ещё считает себя патриотом, но не вложит и рубля на общее дело. Мы всё шумим, ругаем день сегодняшний, ищем врагов, вместо того чтобы помогать друг другу…
    … На самом краю неба застыли холодные облака. Они безмолвно смотрят на белёсую степь, словно покрытую пеплом лет. Годы уходят, а прибраться здесь некому. Хозяева, те, кто жил не за деньги и славу, кто был праведником на земле своей, разбрелись.  Нет, ни пепел времён лежит на поверхности. Мусор большой свалки тяжёлой ношей лежит окрест. Всюду видны шаги человека… Какой след оставишь ты?..


Рецензии