Вещая птица...
Вещим будешь ли нынче людям?
Коль не смеешь вещать, так, хоть спой...
У народа забава будет.
На поскрёбышках осенин
Зимний холод укоренился.
Спой, весталки неведомой сын,
Предсказанием брызни в лица.
Неба мало для добрых слов,
Тверди много для дел ненужных...
Вещий дрозд, над скопленьем голов
Прозвучи ветром в мире душном.
Непотребности на слуху...
На виду - сплощняком обманы.
Птица-дрозд, а на вещем веку
Поздно мир спасать или рано?
31.01.2018
Краткий анализ стихотворения «Птица дрозд — чёрен облик твой…» (О. Василенко, 31.01.2018)
Тема. Диалог с птицей;дроздом как вещим существом; размышления о судьбе мира, лжи и необходимости пророчества/песни в эпоху обмана и душевной духоты.
Основная мысль. В мире, где «неба мало для добрых слов», а «на виду — сплощняком обманы», голос вещего дрозда мог бы стать предсказанием, песней или призывом к спасению. Вопрос «Поздно мир спасать или рано?» оставляет открытый финал: потребность в слове есть, но его сила и время неясны.
Стиль речи. Художественный, с чертами философской лирики и символизма.
Тип речи. Рассуждение с элементами обращения и описания (картины осени/зимы, образ «душного мира»).
Композиция.
Вступление (1;я строфа): обращение к дрозду, просьба «вещать» или «спеть» ради народной забавы.
Развитие (2–3;я строфы): контраст «неба» и «тверди», призыв прозвучать «над скопленьем голов».
Кульминация (4;я строфа): констатация лжи и «непотребностей», прямой вопрос о возможности спасения.
Заключение (последний вопрос): открытая рефлексия о своевременности действия.
Средства связи предложений:
лексические повторы («вещий», «дрозд», «мир», «слова»);
местоимения и обращения («ты», «птица;дрозд»);
синтаксический параллелизм («Неба мало…», «Тверди много…»);
антитезы («неба мало»;–;«тверди много», «добрые слова»;–;«дела ненужные»).
Средства выразительности:
эпитеты: «чёрен облик», «душный мир», «неведомая весталка»;
метафоры: «на поскрёбышках осенин», «предсказанием брызни в лица», «неба мало для добрых слов»;
олицетворение: «зимний холод укоренился»;
архаизмы/поэтизмы: «весталки», «вещий», «твердь» (усиливают мифопоэтический оттенок);
риторические вопросы: «Вещим будешь ли нынче людям?», «Поздно мир спасать или рано?»;
ассонанс и аллитерация (звуковая ткань подчёркивает напряжённость: повторяющиеся «ч», «ш», «с», «з»).
Общий тон. Тревожный, вопрошающий. Образ дрозда соединяет фольклорно;мифологический пласт (вещая птица) с современной реальностью, где слово рискует стать лишь «забавой», а правда — утонуть в обмане.
Свидетельство о публикации №118013108259