Культурный феномен Высоцкого

Культурный феномен Высоцкого
 
О Высоцком написано (как, впрочем, и о любом культурном феномене - Шекспир, Достоевский, сами продолжите список) гораздо больше чем он сам написал. Есть подробные разборы и поэзии на дактили и амфибрахии, всевозмажные разборы отклонений его поэзии от всевозможных норм и догм, что по мнению авторов еще раз является признаком гениальности. Все так. Вениамин Смехов (присутствует на всех вечерах в честь Высоцкого) спрашивает - композитор ли Высоцкий, и отвечает - нет - 3 аккорда не композитор. Тут можно и поспорить - Высоцкий создал такое множесвто оригинальных мелодий - дай Бог каждому композитору. Ну и если ограничивать композиторов только великими композиторами 20 го века, то останутся только Рахманинов, Шнитке, Шестакович, П.Маккартни, Хачатурян, Уеббер. Вы читатель добавите еще 2-3 фамилии. Мелодия для Высоцкого - это обертка для поэзии, которая впрыскивается народу. Народ поэзию не читает. Будь Высоцкий просто поэтом...но об этом потом.
Не хмурьте брови, читатель, это не критика Высоцкого, не критика поэзии, а попытка, нет размышление о феномене Высоцкого, его места в культурном контексте советской и новейшей России. Чем же "был любезен так народу"? В советское время - понятно - он был в каждой квартире со своим мнением наравне с программой "Время". И очень выгодно отличался, но и не перечил. Он ни разу не был антисоветским. Ведь его любили самые кондовые и коммунисты и анти и все на свете.
Будь Высоцкий просто поэтом, он бы так и остался одним из многих поэтов, может даже и публиковался бы, то есть его публиковали бы, он бы не был так опасен. Не было бы мегашоу на 1-м нац. канале сейчас с массой людей оседлавших наследие поэта.
Его влияне было ОГРОМНО, он был мессией, моральный эталон - "где все продано мзду не беру". 
Он заполнил отсутствующее звено между огромным культурным слоем России досоветской и современной. Он очень русский со всеми атрибутами - "птица гамаюн", "кикиморы", и тд. , частым упоминанием Бога, господа, "но и в церкви все не так" - вера есть, но в судьбу, не во всевышнего. У советского народа авторитет церкви разрушен, но мифическое сознание осталось. Он очень точно попадал в душу аудитории.
Его крутобокие кони (очень частые персонажи) относят нас к временам России где каждый ощущает себя наследником этих непокорных и свободолюбивых и возносит наш дух в поднебесье, где мы уже не мы - жалкие и слабые, а исполины духа, а злобные враги в бессильной злобе скалятся у ног. И эти исполины жертвуют всем ради...ВОТ ВОПРОС?? Ради чего??
Есть ради чего. Каждый знает. Ради справедливости. "Мир Вашему дому".
Но запрос на справедливость актуален в современной России как никогда. Ну может еще вспомним времена, когда в Летнем Саду в Петербурге были таблички - выгул собак и нижних чинов - запрещен. Многие не знают об этом.
Феномен Высоцкого возможен только в России, только в России остался еще запрос на справедливость, я утверждаю это категорически.
К стати, смешно смотреть как на вечерах памяти Высоцкого сидят всякие "большие люди" - антитеза всей его сущности.
Петь песни Высоцкого очень трудно не из-за особых свойств голоса поэта, а из-за уровня доверия аудитории. Высоцкий и его слова неотделимы. Пусть А.Маршал имеет очень благородную внешность, но на вопрос - пел ли бы Высоцкий на современных корпоративах? (я думаю что вполне мог бы), но для народа - моральный эталон - никогда!! К стати сам Высоцкий с презрением упомянул - мол зовут спеть "охота на волков".
В сознании народа - Высоцкий жертва системы. Сейчас огромное количество "культурных" деятелей представляют себя как жертв соц.системы, хотя они как тогда так и сейчас успешно лижут одно место кому надо. По сравнению с многими артистами и художниками - поэт был в привилигированном положении: свободный выезд за рубеж, никто не ограничивал его в концертах, сквозь пальцы смотрели на его дисциплину, неявки на спектакли. Да, не печатали, не издавали пластинки. Но давал концерты за рубежом!!
Но такая свобода не дается системой за просто так. Или ты сотрудничаешь с органами или нет. На нет - не взыщи. Это нужно понимать, я не осуждаю и для меня его творчество от этого не теряет.
Но у меня есть одна знакомая - она до того ненавидит сов. власть (есть основания), что и не приемлет Высоцкого целиком - для нее очевидно, что он сотрудничал с органами. Я более терпим.
Если бы он не умер тогда, он бы смог стать президентом, народ выбрал бы его единогласно (понятно, что его бы 10 раз убили бы если бы был такой риск).


Рецензии
Александр, замечательно! Как не хватает его сейчас!

Олег Оношко   09.04.2021 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.