Как я работал в агентстве недвижимости

"Каждый купец хвалит свой товар" (немецкая поговорка)

КАК Я РАБОТАЛ РИЭЛТОРОМ В АГЕНТСТВЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Скажу честно, мне хотелось бы видеть больше честности и порядочности на пути к прогрессу и цивилизации, по которому уверенной поступью идёт теперь наша Святая Русь. А то вот я риэлтором немного поработал и почти совсем перестал верить в людей. У нас в Агентстве Недвижимости (специально не называю названия, но у многих оно на слуху) были случаи, когда агентов и били разгневанные клиенты, и с балкона, со второго этажа, прыгал парень-арендатор, спасаясь от разъярённого хозяина квартиры, в хате которого он нечаянно устроил наводнение... Мой бывший коллега Андрей Р. говорил так: если риэлтор ни разу в жизни не получал по физиономии, то это плохой риэлтор. На нервах такая работа отражалась, конечно, очень негативно.

Я тогда ещё новичок был в этом деле, а Шурик Троллинский, другой наш сотрудник, уже довольно тёртый калач был и поначалу этот самый Шурик брал меня с собой, когда ездил показывать квартиру клиентам. Мол, ты, дядь Митяй, давай пока смотри и учись, присматривайся, как надо действовать. А в случае чего поддержи меня, подыграй по ситуации. Нас в отделе всего было трое человек. Андрей Резников, Шурик Т. и я, дядя Митяй. Вообще-то меня зовут Дмитрий, в армии ребята прозвали "Поэт", а в Агентстве Недвижимости друзья-сотрудники нарекли "дядей Митяем" по только что вышедшему фильму "Утомлённые солнцем". Иногда в работе бывали перерывы, никто почти не звонил и мы обсуждали фильмы, текущую мировую политику, выпивали. Перед началом моей трудовой деятельности, ещё в офисе, они рассказали мне, какие бывают случаи и подводные камни в нашем нелёгком риэлторском бизнесе.

Приёмов разных масса. Надо, например, сдать квартиру среднего уровня, однокомнатную за 25 тысяч рублей или двухкомнатную за 35 тысяч рублей. Если просто повесить про неё рекламу, то она может вяло провисеть неделю. Но это никому не нужно, и создаётся невиданный ажиотаж. Вместе с этой квартирой вывешивается объявления о пяти-шести на соседних улицах по 22 - 23 тысячи плюс еще про одну с супер-евроремонтом и всеми пирогами за 20 тысяч. Народ начинает звонить как сумасшедший! Они не понимают, что за 20 тысяч им никто ничего с евроремонтом не сдаст, но нам-то только этого и нужно. Выдумываем напропалую, что те квартиры либо уже сданы, либо «не прозванивается» хозяин, либо ещё что-то, но зато есть вот такая аккуратная квартирка за 25 тысяч. И люди идут смотреть! Но это ещё считается честной работой.

Многие поступают гораздо жёстче. Они приглашают клиентов смотреть «суперквартиру за три копейки», а когда те уже стоят у подъезда, отзванивают "хозяину" и говорят им, что всё сорвалось, а потом зовут на нужный адрес. А люди-то уже приехали, потратили время! Почти никто не отказывается... Или например, приходишь к хозяину квартиры, который подал заявку сразу в несколько агентств, вот так вдвоём с Шуриком, и говоришь, что привёл клиента. "Клиент" восхищается квартирой, заверяет, что только о ней и мечтал, завтра же обязательно её снимет. И дает хозяину залог - тысячу рублей. Вроде бы это ни к чему не обязывает, но хозяин, как честный человек, говорит всем другим агентствам, что всё, он уже сдал свою квартиру, а ты спокойно нагоняешь на эту хату клиентов. Есть такая немецкая пословица: "Цайт ист Гельд" (Время - деньги). На следующий же день или через 2-3 дня максимум приходишь подписывать с хозяином договор уже один, с настоящим клиентом, а про "давшего залог" агента Шурика говоришь хозяину, что в голову взбредёт: передумал, попал в аварию, отравился грибами, но, мол, не расстраивайтесь, вы имеете дело с профессионалом, у нас солидная фирма, мы уже подобрали ему замену, и вообще у нас на вашу квартиру уже в очередь стоят люди.

Как правило, забираешь потом даже эту залоговую тысячу "на лекарства" пресловутому Шурику. А если хозяин и не отдаст залог, то состоявшаяся сделка всё равно принесёт 20-25 000 комиссионных и люди ещё спасибо скажут. У нас частенько бывало, что даже иностранцы снимали жильё, китайцы, южные корейцы, японец был однажды с русской гёрл-фрэнд, ирландка, туркмен, чеченцы, вьетнамцы, а израильтяне уже вроде как совсем свои были, косяком шли, спасибо Шурику, он за ними даже в синагогу ездил, налаживал связи и, таки, стабильно наладил. Но один его израильтянин однажды нас довольно крепко подвёл под монастырь. Снял квартиру недалеко от метро Таганская, вернее Марксистская (это рядом) у нашей бывшей преподавательницы техникума (мы с Шуриком заканчивали один иезуитский колледж №27 имени товарища Востротина) как положено, заплатил за первый и последний месяц, а также комиссионные нам, а потом, вдруг, пропал, как Иов во чреве кита, да ещё и кто-то из недоброжелателей ему дверь в квартиру поджёг. Хозяйке, правда, потом иудей честно отзвонился, сказал, так, мол, и так, я, дескать, уже нахожусь в Питере. "Но вы ещё появитесь на квартире?" - наивно спросила хозяйка (между прочим учительница литературы). "Ну, если меня не убьют..." - загадочно обронил израильтянин. Видимо, он денег кому-то должен остался. По моему большому жизненному опыту все подобные эксцессы случаются именно из-за денег, а не из-за любви, скажем. "Квартиру сдавайте, мои вещи можете выбросить". Каково, а? А выглядел во время сделки просто идеально, вежливый человек, похожий на Христа, безукоризненные манеры... По-русски говорил лучше меня, ибо был этнический ленинградец.

Каждая сделка по-своему уникальна, иногда всё проходит гладко, а другой раз буквально на пустом месте - неожиданные проблемы. Я учился своему делу очень быстро. Подчас от сущей мелочи зависело состоится или всё же сорвётся сделка. А это не менее 20 000 рублей. Из них: 30% директору, 70% нам. Свои деньги мы делили с самого начала по справедливости, на троих. Новичку везёт, первые три квартиры мы с Шуриком сдали легко, всё прошло без сучка и задоринки. А дальше я стал ездить показывать квартиры один или же вдвоём с кем-нибудь из своих товарищей, но уже не с целью учёбы, а просто для надёжности. Вдвоём-то как-то спокойнее в плане того, чтобы нас не кинули. Да, как ни печально, но агента, частенько, бывает, и кидают клиенты. Ты их привёл в квартиру, выполнил свою работу, а они норовят напрямую договориться с хозяином и зажать оговорённые комиссионные. Некоторые тайком записки со своими телефонами в мебели оставляют, другие в наглую визитки свои суют хозяину, а третьи просто откровенно посылают агента на три буквы и ничего не бояться, никакой нашей мифической "охраны с юристами"... И сделать тут ничего нельзя, давить на совесть таким людям совершенно бесполезно.

Всё же я принёс много пользы нашей небольшой фирме. А клиентам и хозяевам, как и учили, добросовестно ездил по ушам. У нас, дескать, весьма солидное агентство, есть своя служба безопасности, юристы и т.д. и т.п. На деле же нас было всего трое человек да директор, который иногда неожиданно заезжал к нам проконтролировать обстановку. У него же, ясное дело, много таких троек было, как наша. Квартиры для нашей работы мы добывали сами, давая рекламу и обклеивая свои районы объявлениями типа "Организация снимет квартиры для своих сотрудников" или "Семья из 2 человек, граждане РФ, порядочные, без вредных привычек снимут квартиру", рекламу СДАМ/СНИМУ в газете тоже сами давали, за офис платили, скидываясь в равных долях, а пан Директор только дал нам саму идею и бланки договоров со своей печатью и хотел стричь с нас купоны вечно. Как хотите, но я считаю, что 30% много было за это. Реально мы давали бакшиш директору только с каждой третьей квартиры, то есть примерно 10% . Как покорённые народы Чингис-хану. Это было вполне справедливо (с нашей, конечно, точки зрения). А то эта сволочь-директор на наши денежки в ресторанах регулярно кутил, собаку себе за 30 000 рублей купил. А мне, подчас, было нечем моих шиншилл накормить...

Итак, своего Директора мы, откровенно признаться, довольно регулярно кидали. Показывали ему сначала только каждую вторую, а потом только каждую третью сданную квартиру. Он это, конечно, чувствовал и, до поры до времени, бессильно бесился, ибо как докажешь? Бизнес, мол, плохо идёт да и всё. Большая конкуренция. Мало квартир сдаётся потому, что хозяева обращаются сразу в 2-3, а то и в 5 разных агентств и наши квартиры перехватывают (это чистая правда, тут надо очень сильно крутиться, иначе вообще ничего не заработаешь). Шурик говорил, что клиента, у которого мелькнула в глазах хотя бы искра интереса, нельзя живым выпускать из квартиры. Хотя бы тысячу рублей залога, но надо из него вырвать. Ведь агент в риэлторском бизнесе должен действовать, как цыганка. Он мелет языком на автомате, завораживает, чуть ли не в транс вводит клиента. Одна женщина отдала Шурику пять тысяч залога за квартиру, которая по сути была ей не нужна. Клиентка вышла на улицу, увидела перед окнами своей будущей квартиры заваленную помойку с бегающими по ней крысами и поняла, что ей совсем не хочется тут жить. Звонит тут же к нам - не хочу, мол, верните мне залог.

«Нет, - сурово ответил Шурик, - Вас же никто за язык не тянул, пистолет у виска не держал. Отказываетесь от квартиры - теряете залог». Я посчитал, что это чересчур уж бесчеловечно, брать 5-тысячный залог, ведь обычно мы брали за просмотр квартиры всего 500 рублей, а в качестве залога 1000 рублей, которые человек действительно терял, если отказывался от квартиры. Но брать 5000 рублей было не справедливо и не по чину. Этот случай буквально не дал мне спать спокойно. Тайком я позвонил этой даме и предложил вернуть 1600 рублей, которые получил сам, в качестве своей доли от этого 5000 рублёвого залога. Я люблю вести дела по справедливости.

Также, практически сразу, после 3-х сданных мною самостоятельно квартир, я был за то, чтобы отделиться от рабовладельца-директора и работать автономно. Другие сотрудники меня сначала не поддержали, хотя в итоге так оно и получилось. Правда, после небольшого инцидента: пан Директор прислал к нам двух армян-крепышей, с которыми он обычно кутил в ресторане и которые выгребли всю нашу наличность за две сданные в тот день квартиры и забрали все бланки договоров с его печатями.

Нас было трое, но мы были трое худосочных очкарика-интеллигента, а те кавказцы - боевиками, воевавшими в Карабахе. Из этого тяжёлого положения мы потом как-то вышли, но пан Директор после этого уже ни разу не получил с нас ни копейки. До того, как Директор поступил с нами подобным подлым способом, он получал с нас ежемесячно, если максимально, примерно 15 000 рублей. Так что фактически он просто забрал свою дань за 3 месяца вперёд и этим спилил сук, на котором сидел. Потом было ещё много чего, в итоге я ушёл из риелторов в дворники, из дворников в охранники, а потом перенёс инфаркт и стал и вовсе безработным. Но это уже, как говорится, совсем другая история...

27 января 2017 года


Рецензии
Вы поделились опытом работы в агентстве и это уже получился не просто рассказ, а настоящий опыт жизни. Мне было интересно вас читать, потому что вы - интересный и честный автор.
Желаю вам, Алтан-Хан, вдохновения, новых творческих и жизненных успехов, хороших весенних праздников.
Всегда вам удачи!

Соловьёва Тамара Томашевна   29.04.2019 17:35     Заявить о нарушении
Спасибо и вам вдохновения, здоровья, оптимизма, несмотря ни на что. Филь Эрфольк, как говорят немцы.

Алтан-Хан   10.07.2019 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.