27 января - день рождения Николая Минского

Минский Николай Максимович  (настоящая фамилия Виленкин)
родился –27 января 1855
умер – 2 июля 1937 (82 года)
2018 г. – 163 года со дня рождения

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< И вновь – новое для меня имя.  Давайте пытаться знакомиться.
                В Энциклопедии поэзии портала «Стихи.ру», к моему искрен-
                нему сожалению, такого имени я не нашёл.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< смотрим также в "Строфах века" (Антология русской  поэзии /
                Составитель Евг. Евтушенко/), с. 28–29:
                http://www.stihi.ru/2018/07/01/3987
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< в Википедии написано не мало, но мне показалось, что и не искушён-
                ному читателю  (к коим я отношу и себя) может быть интересно,  поэ-
                тому решил привести почти целиком:

Минский Николай Максимович (настоящая фамилия Виленкин; 15 (27) января 1855, с. Глубокое, Ви–
ленская губерния,  Российская империя – 2 июля 1937,  Париж,  Франция) – русский поэт и писатель–
мистик, адвокат.

         БИОГРАФИЯ:
Родился в бедной еврейской семье. В 1875 году окончил Минскую мужскую гимназию, в 1879 – юри–
дический факультет Петербургского университета.   В дальнейшем занимался литературной  деятель–
ностью.  Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед
заключением брака  с писательницей  Ю. Яковлевой принял православие.  С  3  апреля 1886 года  стал
присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1889 г. Минский выпустил книгу «При свете совести»,
где изложена его «теория»  мэонизма,  провозглашающая,  что  самое главное для человека «небытие»,
«вне жизненная правда»,  «вне существующее и непостижимое»  (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 г. Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиоз–
но–Философское Общество, ставившее целью сблизить русскую интеллигенцию с церковью.

В  1905 г.  Минский сочувствовал революции и социал-демократии.  Вместе с  М. Горьким возглавлял
легальную большевистскую газету «Новая Жизнь», в которой, в частности, в тот период была напеча–
тана известная статья  В. И. Ленина  «Партийная организация и партийная литература».  Минский как
редактор и издатель был арестован, однако затем выпущен под залог.  С  1906 жил за границей  в  Па–
риже, став одним из вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ красоты и
наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чис–
тоте» художественного творчества.

Вернулся в Россию в 1913 г. после амнистии, но с началом  Первой мировой войны в 1914 г. эмигри–
ровал окончательно.   В начале 1920-х годов жил в Берлине,  основал  там  в 1921 г.  «Дом искусств»,
затем переселился  в Лондон,  где был сотрудником советского полпредства. С 1927 г. жил в Париже.

Развивал  учение о двух путях добра – эмпирико-рациональном и мистическом.  Религиозно-филосо–
фская концепция изложена в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905).

Стихи  Минского  отражают  коле¬бания и противоречия его жизненного пути.   Лучшее в них (благо–
даря чему он, испыты¬вавший влияние  С. Надсона и Метерлинка,  считается предшественником сим–
воли¬стов) показывает глубину поисков смысла жизни и желание обрести опору в Боге.

         ТВОРЧЕСТВО МИНСКОГО В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ:
Раннее творчество Минского  (киевский период),  наряду с романами  Иеронима Ясинского,  Виктора
Бибикова  относят  к  неоромантической  ветви  предсимволизма.   Об  эстетике  предсимволизма  см.:
Владимир Соловьев, «Иллюзия поэтического творчества».  Дмитрий Мережковский оценивал поэзию
Минского как пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения  он возводил
к герметически-гностической традиции.  Характеристика поэзии  Минского  Мережковским  выявляет
в ней именно те черты, которые вообще типичны для «декадентства» (пессимизм, патология, тоска по
смерти, ирония, склонность к рефлексии и др.)
Валерий Брюсов возводил Минского в ранг основного, хотя и не  первоклассного  представителя  ран–
него символизма. Особенно высоко он оценивал стихотворение  «Город смерти»,  в котором  сконцен–
трированы все существующие признаки «диаволического» мира.
Поэзия Минского,  по мнению Александра Блока,  сильнее всего там,  где она выражает  жизнеощуще–
ние «декадентской музы» в аллегорической форме.   Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и
мировоззрения предсимволизма.  Выше всего  Блок оценивал стихотворение Минского  «О двух путях
добра».

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // ну и конечно же одно из стихотворений:

СИЛА
.     Сонет
.    
      Она лежит, открыв свои сосцы,
      Разбухшие и крепкие, откуда
      И гибельный Нерон, и кроткий Будда,
      Прильнувши рядом, пьют как близнецы.
.      
      В руках – два опрокинутых сосуда,
      И жизнь, и смерть текут во все концы.
      Она дохнет – зажгутся звезд венцы,
      Дохнет еще – слетят, как листьев груда.
.      
      Она глядит, не видя впереди.
      Ей все равно, живит она иль губит
      Своих детей, пока их кормит, любит,
      Но гонит прочь, отнявши от груди.
  .   
      Добро и Зло, резвясь их подбирают
      И праздно во вселенную играют.
. . . .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х « ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'


Рецензии