Гражданский стиль стили и жанры

Согласно словарю гражданская поэзия характеризуется/определяется тем, что её основные темы стоять на основе защиты общественных интересов. Гражданский поэт – провозглашает общественные настроения и чувства. Тургенев говорил, что всё может стать достоянием поэзии, если оно «образом ложиться в душу писателя» все может стать достоянием поэзии, если оно «образом ложится в душу писателя», так как «в деле искусства вопрос как важнее вопроса что».
Гражданский стиль в хайку связан с общественными отношениями, взаимодействие людей; подарки, болезнь, еда – всё то, что, связана с жизнедеятельностью человека. Наиболее яркий пример хайку поэта Масоака Сики.

Просмотрел
три тысячи новых хайку –
съел две хурмы…

В этом хайку знаменитый поэт отразил своё участие в качестве арбитра и составителя поэтический антологий.
 Часто гражданский стиль может перекликаться с городским и сельским стилем. В этом случае мы можем заметить в произведении некую деятельность человека. Человеческое существо совершает некие действия. Чем ближе к нам по времени поэт, тем больше в его стихах общественной деятельности. Сложно сказать, когда возник жанр гражданской японской и не только японской поэзии. Известно, что в конце XVIII — начале XIX веков Кобаяси Исса ввел в хайку гражданские мотивы, демократизируя тематику жанра, но особенно сильно это происходить к двадцатому веку, и Ямогути Сэйси достойный сын своего времени это очень хорошо отразил в своих стихах.

к летней траве
подкатили и остановились
колеса паровоза…

***
проходят, гремя, поезда
мимо согнувшейся в поле крестьянки.
вагоны мелькают как дни.

Его поэзия буквально пропитана поездами, мартеновскими печами и прочимы городскими элементами в то же время в них отражена гражданская жизнедеятельность.
Техническая цивилизация властно вторгается в мир поэзии Ямагути Сэйси, в корне меняя традиционные для школы «отражения натуры» идеалы прекрасного и представления о гармонии - но в то же время развивая открытые Масаока Сики возможности новых предметных реалий.
В нашей стране гражданская позиция в литературе и поэзии началась примерно во времена Кобаяси Исса XVIII – XIX века, то есть в эпоху Романовых, (Александр I, Николай I, и Александр II), а до этого времени в основном преобладала церковная догматика, а граждане, в монархии граждан нет, и гражданское общество отсутствовали как класс. Позже в наступившем двадцатом веке, этот стиль в основном и преобладал, но эта уже совсем другая история. В Японии ситуация примерно та же: индустриальная революция, знакомство с окружающим миром и его традициями. Граждане узнают, окружающий мир совсем не то к чему они привыкли, и нужно учиться новым реалиям, это касалось и традиционной японской поэзии.
Поэты хайку Нового времени находились в сложных отношениях с продуктами индустриальной цивилизации, которые с трудом вписывались в систему традиционных эстетических ценностей. Чаще всего опыты такого рода выглядели достаточно натянуто и претенциозно - примерно так же, как попытка европейского поэта украсить сонет нарочито японскими реалиями. Но это не тот случай. Хайку Ямагути Сэйси органично сочетают традиционный лиризм с веяниями модного модерна: Сэйси разрабатывал собственную поэтику в рамках «отражения натуры», пытаясь, по его собственному выражению, создать новый мир хайку на основе нового взгляда на новый материал. Расширения границ тематики и углубления смысла он добивался не только при помощи осовремененных урбанистических реалий, но и через посредство архаичной лексики, нередко восходящей к «Манъёсю». Несмотря на подобную древность эти две крайности встречаются в его стихах и уживаются друг с другом.
 В его стихах тридцатых - сороковых годов наряду с образцами чистейшей пейзажной лирики можно найти упоминания о китобойных судах и военных моряках, о грузовых баржах и судебных заседаниях, о матчах по регби, танцевальных залах и катках:

В зале ночном
кружит в танце моя партнерша,
зубы в улыбке открыв…

Такахама Кёси с полным основанием называл Сэйси «генералом по расширению границ тематики стиха».
А так же Такахама Кёси, современник Сэйси, вводит в своё хайку элементы быта: суп мисо, некую снедь.


у больного на столике
мисо и прочая снедь –
зябко отчего-то...

Возможно это овощи или что там подают к мисо. История блюда насчитывает более 2500 лет. Считается, что первыми его приготовили и начали употреблять в пищу буддийские монахи. Многие японцы и сегодня едят его трижды в день.


Рецензии