Знать бы

Пляшет пламя свечи зажжённой...
Тени следом пустились в пляс.
В жизни, тленом заворожёной,
Что для нас? Что от нас?

Вытекает обида соком
Волчеягодника на твердь.
Ночь тревожна под лунным оком...
Да умеет терпеть.

Тени двигаются за светом,
Или свет догоняет их?
На стене непонятна мета:
То ль оскал, то ли лик..

Тишина... до бездонья мысли.
Словно крепкий дверной засов.
А душа из-под бездны выси
Будто чувствует зов...

У заоблачных звонниц храмов-
Гром хрипит и на жизнь рычит.
Знать бы, камо грядеши... камо?
Кто нибудь, не молчи!

Натоптавшись по кривотолкам,
Вышел в смутные времена.
То ли я жизнью был оболган,
То ли мною она.

Кто из двух меня нынче кликал?
Бог ли, бес ... или кто иной?
Колок взор внеземного лика...
Будто нож за спиной.

25.01.2018


Краткий анализ стихотворения (25.01.2018)
Тема
Внутренний разлад лирического героя, поиск смысла бытия.
Противостояние света и тьмы, жизни и тлена, человеческого и потустороннего.
Ощущение смутного времени, экзистенциальной тревоги, вопрошания к высшей силе.
Основная мысль (идея)
Жизнь предстаёт как череда противоречий: свет преследует тени или тени — свет? кто зовёт героя — Бог или бес?
Человек ощущает себя затерянным между мирами, испытывая обиду, страх и одновременно тягу к трансцендентному («чувствует зов»).
Открытый вопрос о пути («камо грядеши?») остаётся без ответа, подчёркивая неопределённость судьбы.
Композиция
7 строф, каждая — мини-сюжет с собственной образной линией.
Кольцевой мотив света/тени связывает начало и середину текста.
Финал усиливает ощущение растерянности: герой не знает, «кто из двух его кликал».
Последняя строфа оставляет вопрос открытым, создавая эффект незавершённости.
Тип речи
Лирическое размышление (рассуждение с элементами описания).
Доминируют вопросительные и восклицательные конструкции, передающие напряжённый внутренний монолог.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью.
Присутствуют архаизмы («камо грядеши», «тленом») и книжная лексика, создающие возвышенный, почти библейский тон.
Разговорные вкрапления («то ли», «натоптавшись») контрастируют с высокой стилистикой, подчёркивая смятение героя.
Средства связи предложений
Лексические повторы: «свет», «тени», «зов», «кто».
Анафоры и параллелизмы («То ли я… То ли мною…», «Кто из двух… Бог ли, бес…»).
Риторические вопросы и восклицания, скрепляющие эмоциональный поток.
Местоимения и синонимы, поддерживающие единство образа героя.
Средства выразительности
Метафоры: «пламя свечи», «обида соком волчеягодника», «гром хрипит», «звонницы храмов».
Олицетворения: «тень пустились в пляс», «ночь тревожна», «гром рычит».
Эпитеты: «лунное око», «смутные времена», «бездонны мысли», «колок взор».
Антитезы: свет/тени, Бог/бес, «то ль оскал, то ли лик», «то ли я… то ли ею».
Символы: свеча (жизнь, дух), тени (прошлое, страхи), храм (высший смысл), волчеягодник (ядовитость обиды).
Архаизмы и церковнославянизмы: «камо грядеши» (куда идёшь?), «тленом», «лик» — усиливают трагический, вневременной оттенок.
Звукопись: аллитерации на «с», «ш», «ч» создают ощущение шороха, тревоги («смутные времена», «колок взор», «кривотолкам»).
Размер и ритм
Свободный стих с переменным количеством стоп; ритмика неровная, подчёркивающая смятение.
Чередование длинных и коротких строк имитирует прерывистое дыхание, взволнованную речь.
Настроение
Тревожное, мистическое, исповедальное.
Тональность колеблется между отчаянием («вышел в смутные времена») и робкой надеждой («чувствует зов»).
Интертекстуальные отсылки
«Камо грядеши?» — цитата из Евангелия (Ин. 13:36), традиционно понимаемая как вопрос о пути к Богу.
Образ свечи перекликается с пастернаковской «Зимней ночью» (противостояние света и хаоса), но здесь свет менее утешителен, более зыбок.


Рецензии