Владимир высоцкий и василь стус

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ И ВАСИЛЬ СТУС –
ТРАГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ НАШЕЙ ЭПОХИ

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

В.Высоцкий

Народе мій, до тебе я ще верну,
як в смерті обернуся до життя
своїм стражденним і незлим обличчям.
Як син, тобі доземно уклонюсь
і чесно гляну в чесні твої вічі
і в смерті з рідним краєм поріднюсь.

В.Стус

Его «недопригубил-л» отдавало луною – «убил… убил…».
Вот и Высоцкого убили. Именно убили, потому что в этой смерти нет случайности. К этому шло. Власти охотились на него, как на того волка («Обложили меня, обложили, гонят весело на номера…»). Он давно стал для них мишенью.
Беда, беда, горе и печаль.

Лесь Танюк. Из дневника. 25 июля 1980.

Один начинал творческий путь с блатных песен, хотя сам не сидел. Другой – чуть ли не всю жизнь проведший в лагерных застенках, писал стихи высочайшего интеллектуально-художественного уровня, достойные Нобелевской премии.
Они – одногодки, оба родились в 1938, оба – январские. 6 января в селе Рахнивка на Винничине родился Василь Стус. 25 января в Москве – Владимир Высоцкий. Обоим в этом году исполняется по 80 лет. Серьёзные юбилеи. Вот только никто из них не дожил до своих круглых дат.
Первый погиб в сентябре 1985 в бараке особого режима политзоны «Пермь-36». Второй умер на пять лет раньше – 25 июля 1980. Эти «пятёрки» и «нули» магически завораживают. И людей, склонных к мистике, заставляют усматривать во всём некие нумерологические феномены – как в жизни, так и в смерти. Хотя, в принципе, причиной смерти и Стуса и Высоцкого можно считать избранную ими профессию, диктующую стиль, образ бытия. Они были Поэтами в самом высоком, жертвенном значении этого слова. Самосожжение – вот синоним их недолгих, но ярких жизней.

Горько осознавать, но такова участь всех выдающихся личностей: травля при жизни и – возвеличивание после смерти. Потому что всегда они – не такие, они – инакомыслящие, выламывающиеся из привычных узких рамок, в открытую бросающие вызов обществу с его ущербной моралью.
Сравнение этих двух великих сыновей своего времени (простите за пафос, но я правда так думаю) напрашивается само собой, и не только по причине рядом стоящих дат рождений. 
 Если говорить о прижизненной славе, то тут Высоцкому повезло несравнимо больше – его знали, чтили, боготворили. Но – не издавали, замалчивали, не упоминали в прессе, учиняли всяческие козни.  Как и Стус, сборников своих поэтических произведений при жизни он не увидел. Смерть только подчеркнула масштабность этой неприкаянной души.
История не любит сослагательного наклонения – что было, то прошло, но как же хочется представить себе Владимира Семёновича, дожившего до наших дней! Сколько бы ещё ролей сыграл, сколько песен и стихов написал бы! Самое интересное – какова была бы его реакция на исторические пертурбации: распад Союза, образование СНГ, бандитский капитализм, глобализацию, все эти террористические войны, братоубийственную войну на Донбассе и т.д. Зная активный общественный темперамент Высоцкого, можно с уверенностью сказать, что в стороне от перемен он бы не остался. И по-прежнему руководствовался бы строками своей программной песни «Я не люблю».

 Пусть впереди большие перемены, –
  Я это никогда не полюблю!

«Это» - неприкрытый цинизм, насилие над личностью, убийство мирного населения, ложь, ханжество, предательство, человеконенавистничество, одним словом, всю ту грязь, захлестнувшую «новое» общество в новом веке.
Но если разобраться, – был бы Высоцкий Высоцким, был бы легендой и героем, если бы спокойненько дожил до глубокой старости!? Ответ очевиден. Зная его характер, - легко и конец предугадать – таким, как он, всегда и во все времена не светит умереть с благодушным выражением лица, в своей тёплой постели. В свете открывшихся после его смерти фактов, можно только спасибо сказать друзьям и врачам, постоянно вытаскивающим его с того света. Но это состояние перманентного самоубийства не могло длиться долго.

Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт…

И хотя «…концы поэтов отодвинулись на время», благодаря достижениям медицины, но такие как он, уходят на взлёте, на нерве – чтобы горлом кровь! Иначе – зачем жить?!

Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу…

В отличие от диссидента Стуса, диссидент (к нему также применимо это определение!) Высоцкий смог, успел докричаться до всего Советского Союза, да что там, до всего мира! В его распоряжении были голос, гитара, бобинные магнитофоны, кино и театр, столица Москва, гастроли всесоюзные и гастроли во многих зарубежных странах, неофициальные, полуподпольные концерты и выступления. Бесшабашие, преодоление всех внешних и, в особенности,  внутренних преград, то состояние, как сейчас говорят, «без тормозов», помогло стать знаменитым. Партийные бонзы опасались его трогать, более того, заигрывали с ним. Хотя, с короткого поводка не спускали.
Что было в распоряжении Василя Стуса? Да практически ничего, кроме бумаги, карандаша, собственной памяти, семьи и друзей.
Несомненно, греет душу то, что Стус фактически наш земляк: в 1939 году его родители перебрались в Сталино (Донецк), а спустя год, забрали сюда и детей. Так что детство и юность Василя прошли на Донбассе. В 1954-59 гг. учился в Донецком педагогическом институте, а после службы в Армии, учительствовал в Горловке, работал литредактором в газете «Социалистический Донбасс» («Донбасс»). Первые его стихи появились именно в донецкой периодике. Потом – в 1963-65 гг. была учёба в Киеве в аспирантуре Института литературы. Несанкционированные литературные вечера, выступления-протесты против арестов в среде украинской интеллигенции – Ивана Дзюбы и Вячеслава Черновола. Таким образом, приговор был подписан: отчисление из аспирантуры, и далее – «классика жанра»: чтобы добыть деньги на существование, Василь Стус работает то в стройбригаде, то кочегаром, то на строительстве метро, то научным сотрудником Государственного исторического архива Украины, то редактором в отделе техинформации  Министерства строительных дел.
В 1972 – первый арест: и сразу 5 лет лагерей особого режима и 3 года ссылки: Мордовия и Магаданская область, золотодобывающая шахта. После освобождения – несколько месяцев на свободе, а уже в мае 1980 – 10 лет лагерей особого режима и 5 лет ссылки за участие в Украинской Хельсинской Группе: Кучино Пермской области, откуда живым он уже не вернётся. «Гениален» диагноз-приговор Стуса, вынесенный тюремными врачами – «патологически правдив». Системе не нужны были такие «ненормальные» люди, расшатывающие её устои, следовательно – уничтожить!
Задумаешься – и поневоле заскрежещешь зубами от беспредела и несправедливости: на дворе заканчивался 20 век, а по тюрьмам в лучших традициях сталинского 1937-го сгнивают аристократы человеческого духа. Ещё бы немного – несколько лет, может быть даже и года бы хватило, дотянул бы Василь Стус до горбачёвской перестройки, вышел бы живым из застенков. И судьба этого несломленного героя по-другому повернулась бы… Но что бы он сказал пришедшим к власти современным манкуртам? Зная его бескомпромиссный характер, его «зневажання політиків», думаю, молчать бы он не стал, соответственно, такие люди из когорты борцов за справедливость, долго не живут. Для него молчание было бы равносильно предательству. Совесть бы не позволила равнодушно взирать на творящийся беспредел. Вывод?.. Он очевиден… Не за такую державу боролись украинские диссиденты.

...Усім нам смерть судилась рання,
бо пізня суджена мета.

В череде предположений хочется выдвинуть и такое: а могла ли где-нибудь произойти встреча Высоцкого и Стуса? Ведь Высоцкий бывал с концертами и в Донецке, и в Киеве, более того, отец его родом из Киева, и по сей день проживает в городе его родня. Однако, если учесть, что практически всю свою сознательную жизнь Стус был изолирован от общества, то факт этой встречи равен нулю. Наверняка, они слышали что-то друг о друге, Василь – уж точно был знаком с его творчеством.
 
В отличие от прижизненной и посмертной славы Высоцкого, возвращение из небытия Василя Стуса началось года этак с 1989, когда 19 ноября его тело из лагерной могилы перевезли в Украину и перезахоронили на Байковом кладбище в Киеве. В наше время этим знаковым фигурам современности устанавливаются памятники, мемориальные доски,  выходят их собрания сочинений, их творчество внесено в школьные программы. То есть наводится «хрестоматийный глянец», формируется новая мифология. Это печально, но неизбежно. Высоцкий и Стус навечно вписали имена в историю своей эпохи. Но такова цена поэтов за бессмертие: они становятся символами прошлых и будущих поколений соотечественников. И живыми – для немногих, пропускающих их творчество через свою душу. 

12.2007; 4.11.17


Рецензии