Советы Оптинских старцев-75

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника духовной жизни)

ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

23.01.18 г.,
Святителя Феофана Затворника

(Продолжение )

К ПУШКИНСКОЙ ТРОПЕ!

(Конспект к завершающей главе исследования
антипоэзии на интернетских сайтах)

... 25. Все наши беды начались с того, что мы захотели быть выше Бога,
нарушили самый первый завет Творца — жить в святой нравстенности,
духовности, в добре, не зная зла. Для творения, только что увидевшего мир,
для счастливого бытия было вполне достаточно не знать, что такое зло.
По иному, жить без зла — значит соблюдать все заповеди Создателя. Он —
Само Добро, Сама Любовь, и нас создал для жизни, подобной Его вечному
бытию, и советы Его, заповеди, несли в себе только радостное, счастливое
 — Добро и Любовь. Премудрость правильной жизни очень не сложна. Будь
послушным сыном, дочерью. Не иди против Отца Небемного. С Ним спорить
не о чем. Он всегда прав, потому что Сам Добро и Любовь. Он всё знает,
потому что всезнающ (такое свойство Его). Знает и о том, как ты проживёшь
подаренную им жизнь, по возможности спасая её для вечности.

26. Но по нашей вине, по нашей глупости и нашей недальнозоркости, мы
с первых шагов с Отцом заспорили, были строго наказаны, стали смертными
и на веки веков греховными, и в грехах своих уже не видим Истины Христовой,
забыли о ней, а кто и помнит, знает — жить по Истине страшно трудно. Главная
наша беда, непостоянство во всём, мешает идти по тропе Божьей, а в поэзии —
по тропе Пушкина, слившейся с Божьей тропой. Впрочем, у нас другого выбора
здесь нет, хорошего для нас. Идти по другим стезям — маяться века вечные
адскими мучениями. Это не выбор. А он необходимо должен быть только каким.
Излагаю мысли Христа с учётом своего 74-летнего опыта.

27. Никакого кризиса мы не преодолеем, если не осознаем, что живём
неправильно, не по чести и совести, не духовно, не высоконравственно.
Если не поймём, что сегодняшняя светская, атеистическая, материалистическая
жизнь — это хитрющая ловушка того, кто первым отошёл от Бога, своего Создателя.
Нам только кажется (как во сне), что живём мы правильно, богато, насыщенно
внешними впечатлениями, радостями от удач и достатка. В нас нет главного —
убеждения, что в вечную жизнь так не попадёшь, что богатсво надо копить не на
земле, а на небе (старясь и в суете земной жить с Христом). Если мы этого не
поймём и не примем, то пробытийствуем совершенно бесполезно. Даже знать
Истину недостаточно, надо применять Её положения практически. Вера без дел
мертва.

28.

Что нужно для того, чтобы понять и принять Истину? Нужно убедиться в
действительном существовании Бога, узнать его свойства, как и для чего
Он создал мир, Его прошлую и нынешнюю связь с творениями, окончательную
цель человечества. Это, пожалуй, самая трудная часть познания. Мне от почти
полного безверия (в материализме и эволюции сомневался лишь в немногом)
до полной веры (а полнота всё добавляется с каждым годом новыми деталями)
понадобилась вся жизнь. Действительно, в вечном бытии Творца и в
сотворённости Им Вселенной и земной жизни я убедился где-то лет в 60-65.

Перечитал множество трактатов от Платона и Платина до отца и сына Лосских и
Ильина, проштудировал Главные Книги основных религий, немалую толику
зачерпнул из трудов еретических, вроде «Тайной Доктрины» Блаватской, из
трактатов научных, наподобии книги Гейзенберга «Физика и философия»,
внимательно поуизучал православную богословскую догматику (в переводе —
Истина), уже много лет с великой радостью читаю святых отцов от Василия
Великого до Иоанна Крестьянкина. Словом, прочитал достаточно много, чтобы
можно было сравнить всё это друг с другом, чему-то поверить, а в чём-то сильно
усомниться и даже отвергнуть что-то (например, утверждение Корана,
что диск Земли держится на трёх конусовидных скалах, выступающих из
всемирного океана).

Сначала мне казалось, что Истина откроется после синтеза всех знаний, но
крепко ошибся — самым убедительным, поскольку полностью подтверждается
жизнью, оказалось Откровение Иисуса Христа, Сына Божьего. Да, вся жизнь ушла
на это познание, это убеждение, но зато переубедить меня сейчас никто и ничто
не сможет. Истина, повторюсь, великолепно подтверждает большое и малое в жизни.
Так что же ещё надо? Однако — к анализу.

29.

Трудно, но, чтобы изменить наше гибнущее, задыхающееся во лжи бытие,
необходимо убедиться в существовании вечного Создателя, познать Его свойства
и цели, поверить, что без Бога не до порога, что мы обязаны следовать заветам Отца, которые только и есть жизнь истинная, правильная, но и этого мало, надо
еще и слушаться Христа, исполнять Заветы Его. И вот здесь встаёт задача неимоверно сложная. Но что же мы хотели! Любишь кататься — люби и саночки
возить. Сладко было грешить всю жизнь — теперь пусть станет сладким пот духовный и телесный, потому что без понуждения себя к работе, без этой напряжённой работы до седьмого пота — никак не обойтись.

30.

Перевоспитывать себя — это «не фунт изюму вам», как писал в «Стансах» Есенин.
Причём, перевоспитывать не по-светски, где затрагиваются лишь какие-то внешние
ваши свойства, далеко не коренные. Здесь перестройка глубинных, устоявшихся
навыков, которые вы, возможно, не считали дефектными. Например, надо убедиться,
что ты,  самому себе любимый, оказывается, самый худший на свете человек. Что ты,
считающий себя счастливо одарённым природой, на самом деле только носитель дара
Божьего, и даже развитием таланта обязан не себе, а Отцу Своему, без помощи которого
ты ничего не можешь совершить. Что, считая себя очень волевым человеком, в отношении
воли совершенно беспомощен, и даже материться, курить, выпивать не можешь бросить. Ты считаешь, что креститься для тебя — дело, может быть, и желательное, но пока еще тёрпит. Признаешься и другое: когда уже примешь крещение, ходить на исповеди еще более проблематично: какие ты грехи совершил? почти ни один не запомнился. И многое ты должен будешь понять и переломить в себе, настроить
себя на Истину...

31. Тебе придётся привыкать, в сплошном потоке земных забот, замечать те деяния
свои, которые противоречат заповедям Божьим (а заветов, ещё раз подчеркнём, около
двадцати, и каждый надо исполнять ежеминутно). И тут ты поймёшь, что ни одну Заповедь не исполняешь по совести. Даже, любя родителей, ты, как припомнишь, деньгами им помогаешь весьма редко, а живут они на никудышные пенсии.

32. Поначалу ты даже можешь с большой энергией взяться за улучшение души,
начнёшь чаще милостыни подавать нищим, в церковь ходить молиться и свечки
ставить, жене и знакомым что-то приятное делать, но поверь — хватит тебя от силы
на неделю-другую, а там опять утянет в мещанское, земное, светское болото.
Срабатывает закон искушения Василия Великого, когда поддашься какой-нибудь
привычной страсти, соблазну и забудешь о главном, или сработает закон Иоанна
Кронштадсткого о непостоянстве веры, когда вера затухает в потоках ежедневных
сует.

33. Но когда дойдёт время знакомиться с изречениями старцев, ты увидишь, что
не понимал их раньше, считая какими-то пустяками, а в них-то самые главные советы
и подсказки, повторенные иными словами мысли Христа — о самом главном. Так что же
это — самое главное?

34. Главное то, что Спаситель беспрестанно повторяет в своих речах, на долгие века
оставшихся в Евангелиях и деяниях апостолов. Перечислим некоторое из самого
необходимого для благоприятной человеческой жизни. Смирение со всем, что
происходит с верующим, поскольку во всём воля Божья. Подчинение воле Божьей,
поскольку Господь даёт творению Своему только то, что нужно тому для вечной жизни.
Борьба со страстями, так как они рождают грехи. Любовь ко всем, в том числе и врагам.
Прощение обижающих — и врагов тоже. Исповедание грехов сразу же после их
совершения. Необходимо в первую очередь терпеливо переносить скорби и болезни
как испытания, посылаемые Богом. Не поддаваться гордыне — матери всех грехов.
Непримиримо бороться с любыми проявлениями зла.

Это нужно прокомментировать. Раньше необходимость эта неколько приглаживалась.
Теперь о воинствующей церкви мы говорим открыто. И действуем открыто и
принципиально, что вызывает гнев у ярых атеистов и врагов Христа. Сайты в своём
большинстве действуют здесь по устаревшей советской традиции — обличения
недостатков православными считают недопустимыми, тем самым нарушая право
на свободу слова и право христиан на высказывание и защиту вероисповедания.
С этим так же надо принципиально бороться, не идти у распоясавшихся атеистов
на поводу).      

35. Итак, если более подробно, что нужно сделать каждому из нас, чтобы начать жить
во Христе, то есть высоконравственно, духовно, без чего нам никогда не выбраться
из гнилой трясины антижизни, антикультуры и антипоэзии. Попробуем сконцентрировать
уже высказанные и еще не высказанные мысли, изложим их более сжато и более
логично.

36. Чтобы начать жить во Христе, начать энергичный поход к высокой нравственности,
необходимо:

— Убедиться в ложности атеистическо-материалистического эволюционного учения,
преобладающего нынче в связи с отходом от Бога и неизменной Истины (серьёзно
ознакомиться с доказательными открытиями учёных-антиэволюционистов и мнениями
святых отцов, талантливых философов и богословов — Феофана Затворника, Ильина,
отца и сына Лосских, Лосева, Вернадского, Сысоева и т.д.) и осознать необходимость
найти Истину — единственн надёжную опору в жизни. Перебороть астрявшую в тебе
глупую доктрину атеизма, что никакой истины нет.

— Убедиться в вечном существовании Бога Истинного (можно идти «моим путём»,
описанным выше, можно своим, но обязательно сравнивая противоположные
трактаты и учения. Внимательный читатель обязательно отдаст предпочтение
православным Откровениям, как это в своё время сделал Пушкин, живя в Одессе).

— Изучить свойства Божии (по Евангелиям, трудам апостолов, святых отцов,
Догматическому богословию, скажем, по двухтомнику Макария, Закону Божьему
Слободского,  Догматике священника Сысоева. Можно идти и по своей стезе, но
рекомендуемая, как говорит, нет не ордыня, а мой трудный опыт, — короче и
вернее).

— Уяснить, как и с какой целью Богом созданы Вселенная, Земля и Человек.
(Лучшие книги по этой теме — «Шестоднев» Василия Великого, «Точное изложение
православной веры» Иоанна ДамаскИна, «Православие и наука» Феофана Затворника,
«Летопись начала» Сысоева).

— Выяснив, что Истина — это Бог Сын, вторая Ипостась Троицы, разобраться в
сущности, структуре, содержании Истины, коротко изложенной в «Символе веры»,
в названной книге Феофана Затворника и Догматическом богословии Сысоева.
Начните с «Символа веры», там перечислены основные слагаемые Истины,
которые содержат в себе множество подпунктов. О подпунктах прочитаете 
в книгах по догматическому богословию.

— Узнав, что Истина не философская неясная категория, а Божественное
постоянное Правило Человеческой Жизни, разобраться, как нужно жить, чтобы
земное, временное пребывание («В этой жизни я только прохожий», Есенин)
продлилось в вечности (оно может и не продлиться, если бытийствовать
на земле не по Истине, не по Заповедям Божьим.

— Жить по Истине Божьей — это прежде всего поддерживать живую
непрерывную связь с Господом Иисусом Христом. А именно: постоянно
думать о Нём, о Его земной судьбе, связанной со спасением нас, извечно
грешных, с подсказкой, как жить для нашего спасения; думать о Его бытии
нынешнем, небесном, всевечном — о помощи нам в духовном взрослении, в
борьбе со своими страстями и земным злом, с коварными умыслам
взбунтовавшихся ангелов; горячо, от сердца молиться Христу, славя Его за то,
что Он есть, за любовь к творениям своим; благодарить за бесконечные добрые
дела ради нашей пользы; открывать в молитвах душу, исповедуя совершённые
грехи и прося прощение за неисчислимые срывы; молить о помощи, без которой
мы ровно ничто не значим; в частности — просить, чтобы научил продумывать
земные дела в соответствии с волей Спасителя и Его Заповедями; научил
размышлять о предстоящей вечной жизни и о том, что мы для своего будущего
не доделываем; просить сил преодолевать лень-матушку и как можно чаще
ходить в церковь. (О роли церкви в нашей жизни мы скажем несколько ниже.
Это требование Божье особое, и о нём речь тоже особая. А пока вернёмся
к Заповедям).

— С чёткостью знания правил уличного движения изучить Заповеди Божьи,
без которых нельзя прожить в Боге, а это единственная возможность для
заслужить жизнь вечную  (зачем нам муки адовы, когда, добросовестно
поработав на земле, можно избежать их?)

— Всё сознательное бытие учиться жить по заповедям Христовым (лучший
учебник — высказывания святых отцов; замечатальна карманная книга
«Оптинский цветник» — много ценных практических советов).

— Жить по заветам Господним (совершая грехи и тут же исповедуя их, стараясь
затем их не повторять) — значит духовно возрастать, очищаться от грехов,
бороться со страстями, которые рождают бесчисленное количество согрешений,
вырабатывать в себе необходимые для высокой нравственности свойства-навыки.

— Бороться следует со всеми страстями, которые есть в тебе, и особенно с
гордыней, властолюбием, жадностью, сребролюбием, жестокостью,
вспыльчивостью, нетерпеливостью, равнодушием, себялюбием, лживостью,
пустословием, с привычками к обильной еде, выпивкам, курению, наркотикам,
особенно бесощадно воевать с блудливостью — нынешним сексом напоказ
во всех разновидностях.
 
— Первым делом, как советуюю святые отцы, надо формировать в себе
смирение. Оно — незаменимое лекарство от всех телесных и душевных болезней.
Смирение не отменяет активной борьбы с проявлениями зла во вред гражданам,
народу, стране, вере, Истине. Смирение — это подчинение своей воли воле Отца,
терпеливое перенесение скорбей и болезней, понимая, что они даются для твоей
пользы, закаливают характер, делают тебя более гуманным, человечным.
 
— Как можно раньше нужно понять несовместимость морали светской,
гражданской, земной и морали, православной, духовной, небесной. Гражданская
мораль складывалась в обществе, всё дальше уходящем от Бога, а следовательно
— всё больше теряющем нравственные, чистые, безгрешные начала; православная
мораль, вобрав в себя высокие, родниковые качества Христовой Истины,
по сути остаётся неизменной. Её могут нарушать, внешне калечить отдельные
личности, с порочной совестью и таким же бессовестным мировоззрением,
но деяния обнаруживаются, осуждаются и исправляются хранительницей
святых Христовых традиций — православной церковью.

37. Противоположность, взаимоотрицаемость двух этих моралей — извечная
проблема русского бытия, то сглаживающаяся во времена повышения веры, то
обостряющаяся в безверные эпохи, вроде нашей, нынешней. Должны ли молчать
об этом поэты (о них у нас, в основном, речь)? Ни при каких обстоятельствах. Поэзия — разновидность пророчества, а особую роль пророков мы знаем по фактам всей истории человечества. Пророкам дано право говорить обо всём, что противоречит Истине, и у поэтов такие же права и обязанности. Тут поэт и
пророк соперники в красноречии, если так можно сказать — в правдоречии.
И нет им ограничений в остроте и тематике обличения, которыми (ограничениями, запретами) кишат нынешние сайты, поскольку здорово грешит этим теперешняя светская жизнь, оторванная от Морали Христа.

38. Но если несовместимость двух видов морали явная, то несовместимость
смирения и борьбы только кажущаяся. Даже смиряя себя, христианин борется
с собой, с натурой своей, с привычками, понуждает себя к такой борьбе.
А человек, уже свои страсти усмиривший, понуждает себя встать на борьбу за Истину. Смиренный человек — яростный воин. Такая тут диалектика двух взаимопроникающих друг в друга начал.

39. Заметьте, что и в первом и во втором случае включается в напряжённую
работу самопринуждение. Это качество в себе православный просто обязан развить
до совершенства. Учитывая склонность человеческой натуры к переменчивости,
к греховности, к ленности, мы своё единственное оружие не должны забывать
ни на миг, в нём наше спасение, в нём гарантия дойти до цели — накопить
нужные багатства на небе, а не на земле.

40. «Ну хорошо, — возразит читатель. — Добился я цели. А остальные? Ведь
такие невероятные трудности надо преодолеть! Недаром неверующих гораздо
больше, чем верующих. А если с задачей нравственного возрождения справятся
лишь немногие, то как же нам решить проблему выхода из безнравственности в
пределах всей страны? Всей лжепоэзии в интернете? А потом как быть
с утверждением апостола Иоанна о конце света? Зачем нужны старания наши,
если жизнь становится хуже и хуже? И что ни делай, Апокалипсиса не избежать?»

(Продолжение следует)


Рецензии