Феликс Гойхман. Читательский обзор. Январь-2018

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "глиссада"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/2938

 она не помнила в этом доме
 ни перестука своих шагов
 ни двух сплетённых судьбой бегоний
 ни как светильник большеголов
 ни как некрепок портьерный шов

 она сюда приходила редко
 на блик квартирного номерка
 и ей всё чудилось будто ветка
 за перекрестьем окна горька
 как будто знает её рука

 и ей всё слышалось – окликают
 но звука имени не сличить
 как на трюмо горячо сверкали
 небрежно брошенные ключи! –
 сполох глиссадной звезды в ночи

 и если кто-то её и видел
 то называл себя сам глупцом
 на книжной полке вступал овидий
 светя во мрак меловым лицом
 в насущный диспут с дюма-отцом

 и только им было всё известно:
 она отныне здесь вечный гость
 дрожала холодно занавеска
 скрипел в двери проржавелый гвоздь
 и не спалось
 больше не спалось

Тронули до глубины души сплетенные судьбой бегонии. В целом же стихотворение построено на сочетании нескольких весьма изобретательных и ярких, но не вполне точных метафор. Однако, повторяю, судьба бегоний показалась мне стоющей мессы.


ЕЛЕНА ТАГАНОВА "не моя москва"
http://www.stihi.ru/2017/11/21/3421

 мой город на лбу наколовший звезду
 исподнее сушит у всех на виду
 сатин его сер и заношен
 бесстыже висит под осенним дождем
 московское время стоит на своем
 и нам с тобой ставит подножки

 надеясь на бога но веря в кирзу
 знамена полощутся в медном тазу
 на площади чьих-то героев
 где памятник имя свое позабыл
 с лихвою хлебнув голубиных белил
 за русь ли за нас ли с тобою

 давай по одной а потом по второй
 здесь так беспросветно осенней порой
 пройтись бы да ноги немеют
 ботинок зевает озябшим мыском
 куда уж ему по тверской по ямской
 по третьей и станет светлее

Не могу сказать, что стихотворение заново открыло мне глаза на "мою Москву", но атмосфера московская передана безошибочно.


МИХАИЛ ФОКС "Спроси у молнии – какого цвета небо..."
http://www.stihi.ru/2017/01/08/6336

 Спроси у молнии - какого цвета небо?
 А лучше заберись на подоконник
 и исчисляй в кульбитах ловких птиц
 грядущее, идущее с востока
 расплавленным свинцом в прожилках серебра.
 Трамваи ловят зазевавшихся прохожих
 и всех увозят в парк на Чёрной речке
 для встречи с самым Главным металлургом.
 Сосцами терриконов город кормит
 бескрайние стада лиловых туч
 и в канонаде нарастающей -
 где оН? где ОН? ГДЕ ОН?
 И два щелчка замка сильнее грома.
 Я возвратился. Я уже в прихожей.
 Узнай у губ про вечность поцелуя...

Название есть обман зрения, ибо стихи не о цвете небесном и не о сотне фотографий, которые снял на память гром, а о паузе между молнией и громом, между вопросом и ответом, между слиянием в поцелуе и разлукой, о паузе, в которую умещается вечность. Этим оно мне и интересно.


ИРИНА РЫПКА "Господь Саваоф"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/6548

Свят, свят, свят Господь Саваоф —
шестикрылые серафимы — глашатаи этих слов,
которые я, как плащ, на себе носила,
вытаскивая из житейского ила
то серые камни, то ножницы для плавников,
картон и бумагу из стареньких дневников,
браслеты и серьги, и даже часы золотые.
И тщательно мыла налитое козье вымя —
вот так начиналось утро в моём дворе:
горячая плоть земли становилась щедрей,
простуженный хлев царапали когти веток
разросшейся сливы, и выжимали ветошь
мои молодые руки,
и взгляд козы
уставился в свет пропускающие пазы,
где плавился запах когда-то зелёных сосен.
А к шее козлёнка уже подступила осень.
И звали отца, и стол накрывала мать,
я ей помогала из подпола вынимать
морковку и жёлтый пузан картофель.
Художник небесный нас всех нарисует в профиль
и даже анфас для будущего Судьи.
Вот так и живём и крепко на том стоим —
меняем войну на смертный рушник и мир,
и падает снегом протёртый творог и сыр
на ледяное, тугое, как парус, небо.
И точно мохнатый зверь расцветает верба
и пахнет новорождённой в ночи весной.
Держи меня за руку, просто побудь со мной,
послушай, как в сердце стучит Господь Саваоф —
он тянется блеском из чёрных квадратов зрачков.

Стихотворение похоже на ракету с разгоняющимися элементами. Первый элемент: алеаторный выбор (камень, ножницы, бумага) и Саваоф - верховный гарант. Следующий элемент — феноменальный (вещный) мир и Кукловод за сценой. Следующий элемент: "воспоминание" о юном (в момент становления и обустройства) патриархальном укладе и Саваофе - живописце. И наконец, вершина: синтез (соединение) человека и Бога в одном лице и стремление к подлинному контакту. Много свежих образов: когти веток, скребущие по крыше хлева, плавящийся (смоляной) запах хвои.


Семён Кац Стук
http://www.stihi.ru/2017/12/10/1922

 Раздался стук, разбив покой ночной.
 – Не открывай, она пришла за мной
 или  явилась за тобой...
 – Спи. Успокойся. Это бьют отбой
 тревоги, что терзает вечерами
 видением портрета в чёрной раме,
 букета, где цветы по счёту чётны,
 и прочего, которого до чёрта.

 Стук повторился. Надоедлив стал.
 – Не открывай, металл бьёт о металл,
 как будто отбивается коса
 перед косьбой, что избежать нельзя...
 – Спи. Успокойся. Это бьют часы,
 роняя звуки боя на весы,
 чей балансир меж чашами недвижим,
 но разбаланс становится всё ближе.

Стихотворение о страхе и бесстрашии перед смертью. Мне не хватает в нём некоторого добавочного количества свободы, чтобы авторский умысел не торчал столь однозначно, но момент выбран правильно, кардинально выбран момент и с экспозицией всё путём. Короче, если бы это была фотография, я бы сказал, отличное фото. А почему для стихотворения я должен делать исключение?


Денис Ткаченко
Без окон, без дверей.
http://www.stihi.ru/2013/06/02/4345

Здесь когда-то бродили мы
По твоим переулкам седым,
Запрокинуты на колокольни.
Повторить тот беспечный маршрут;
Потеряться, пускай не найдут.
Ощутить сладкий привкус погони

В стиле вестерн хмельных мостовых,
Сизый дворник – скуластый индеец.
Мне так нужно остаться в живых;
Мне так важно почувствовать, склеить
Воедино цветастый альбом.
Чтобы снова признаться: влюблен
Безответственно и безоглядно,

Чтобы мне возвратились права
На стреноженный трон короля -
Подвези нас, троллейбус усатый,
В спящий замок на лысой горе.
Эй, вставайте! Зовите скорей
Менестрелей. Бунтуют бокалы.
Утвердительно грянет салют –
Загудят, закружат, воспоют.
Поцелуешь меня устало,
Заговорщики тут как тут…

Ждет меня суета вокзала,
Цепкий холод случайных трасс.
Провожатому одичало
Закричу: разверни баркас!

Не отбиться мне в этот раунд,
Если нет в рукаве козырей.
Я попался как Эзра Паунд
В дом без окон и без дверей

Стихотворение построено на манер вестерна: появление героя, индейцы, погоня, стрельба. Что правда, в качество альтер эго, не Гойко Митич, смуглый красавец, высеченный из плоти и дерьма, а Эзра Паунд с его агорофобией. Сильное стихотворение, ибо это уже не Гойко Митич и даже не Клинт Иствуд, а Джон Малкович, собственной персоной.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА "издалека"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/1229

 налетал сокол с чёрного болота
 на мир господень
 теребил клевал срывал позолоту
 оставлял в исподнем

 увещал на птичьем я есмь предтеча
 всякий здесь строптивый да поперечный
 сядет отец на неба каменный парапет
 рассмотрит каждого на просвет

 *
 белый зверь приходит издалека
 из небесного березняка
 лакает ночи черное молоко
 колкая рябь расходится широко
 по простылому воздуху
 тёмной реке траве
 предрекает от взгляда вострого
 индеветь.
 зверь о землю чешет мохнатый бок
 поднимает свет
 под набрякшим веком его
 живой
 цветёт горицвет
 скоро ли долго ли явится мать
 станет сына именем нарекать

Стихотворение из двух половин: Отец на небесном каменном парапете, пробующий на зуб, смотрящий на просвет, и нарекающая Мать. Если разобраться, феминистское стихотворение, ведь традиционно имена предметам даёт Адам. Но хозяин, в смысле автор — барин, и я верю ему на слово. Тем более, что это слово талантливо и самобытно.


ОЛЬГА КОРЗОВА "Лампы"
http://www.stihi.ru/2017/11/23/11149

Ночник материнский и лампу отцову
в субботу зажгу я опять.
Их свет, точно отблеск далёкого слова,
которого не разобрать,
пока не послышался звук из заречья,
пока на другом берегу
хромой перевозчик с котомкой заплечной
устало стоит на снегу.
Пока он цигарку свою не потушит,
пока не откроет замка
и ржавой тоской громыхнёт в мою душу
старинная цепь челнока,
пока я люблю, вспоминаю и плачу,
пока ожидаю восход,
помедли, весло, потому что иначе
кто лампы в субботу зажжёт?

Почему я выбрал это стихотворение? Потому что оно — как квинтэссенция некоторых (многих) других стихотворений из Лонга. Здесь есть мать-отец, есть скрежет (стук), и потому что оно мне сказало (помните "Сталкер" Тарковского, ладно, Льюиса Кэрролла), выбери меня.

СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА "Тихое"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3245

Солнце крадётся меж сонных ветвей.
Ветрены нынче погоды, изменчивы.
Спальник натянут до самых бровей –
холодно в комнате маленькой женщины.

Ей бы в зимовье да слушать о чём
в печке ведут разговоры дровишки.
Рыжики выведать за кедрачом,
чай вскипятить в самоваре, на шишках.
Вволю отведать рассветов речных,
пробуя каждый на стих.

Нет, угораздило... Лодка худа,
кружит её неживая вода,
на перекаты кидая.

Память цепляет за камни крылом:
что горевать о недавнем былом
или далёком не близком.

*

Сумрак лениво ползёт по углам.
Чудится, Образ шепнул: "Аз воздам..."

Сон прерывая тревожный, она
птицею прочь из уюта гнезда.
Нежиться – хлопотно слишком.

Сколько упущено солнечных дней!
В лужице ловкий пострел-воробей
ловит на завтрак букашек.
На Воронцовских прудах суета:
на воду кряквы выводят утят,
делят на "наши – не наши".

В маленькой женщине радость тиха.
Счастье, когда удаётся строка,
следом нахлынет другая.
Хлеб принести для утиных детей...

Счастье, когда не послышится: "Пей..."
или "На вынос... с вещами"
голос из нави вещает.

Капельниц жала, укус комара, –
не содрогнётся от боли рука,
солнечный свет источая.
Новое фото, объём, полутень.
Нехотя движется к осени день.

Счастлива. Значит, живая.

Наступательный ритм (шашки наголо, фагот за кадром) — трёхстопный дактиль! Неотступное(нарастающее чувство тревоги). Чувствуется нешуточный характер. И нашествие птиц, самых разных, как обещание чего-то, угроза. Но даконал меня образ: Лодка худа, кружит её неживая вода...
Я почувствовал, что и меня, как эту прохудившуюся лодку кружит неживая вода. И мне захотелось увидеть и крикнуть: суша! Именно за это желание, и вообще...


ЖИЛЬ ДЕ БРЮН "лора, мариэль, дождь"
http://www.stihi.ru/2016/11/23/5489

Вышли из бара под тусклые фонари.
Дождь не кончается.
Лужи налиты чёрным –
вчерашних небес прогоревший ультрамарин. 
Лора пьяна,
Мариэль всё мурчит о чём-то.

С неба течёт, руки мёрзнут.
В глазах темно
и бездумно.
Мокрая Лора не помнит адрес,
Мариэль напевает про парусники в морях.
Над улицей ртутные лампы едва горят,
как звёзды над отмелью,
где больше не ждут наяд.

Ежедневник Лоры напоминает атлас -
в нём только планы,
много страниц подряд.

Сильное стихотворение о ночном дожде, призраки бесприютности, бродяжничества, хождения за три моря, 20 тысяч лье под водой. Возможно, поэтому, как мираж гигантский выткался из оседающей влаги, Жюль Верн.


Рецензии
Привет.

Меня на стихи.ру очень обижает часто употребляемая цитата Зинаиды Гиппиус "Если надо объяснять, то не надо объяснять". А мне иногда смертельно хочется объяснений. На самом деле они просто необходимы, чтобы понять в чём секрет того или иного произведения. И, по моему, такие объяснения, анализы - большой дефицит на сайте. Авторы чаще всего на вопросы внятно не отвечают, или поминают З.Г. Я к чему веду? Феликс, спасибо за обзор. Все выбранные вами стихи для меня лично открылись с новой стороны.

Барабаш Ольга   24.01.2018 21:18     Заявить о нарушении
Доброе утро, Светлана, Ольга! Прежде всего спасибо Вам за добрые слова! Сами знаете, как это важно для литератора, когда его гладят по шерсти, за что бы то ни было. С другой стороны, каждый, догадывающийся о своей цене, поэт взыскует чужого радикального и одновременно дружелюбного взгляда на свои дни и труды. Скажу больше, он его заслуживает, взгляда. Но увы, вещь эта редкая в любой литературе и на стихах,ру тоже. И спросить порой недостаточно. Кого спрашивать, автора? Но он подозрительно предвзят к своим творениям, и не обязательно превеличивает их смысл и значение, на зачастую ненавидит их, смотрит, как на уродов. У честнОго народа спрашивать, но честнОй народ в лучшем случае репродуцирует две реакции на стихи,"тепло-холодно" и больше ни слова, или ему народу - не до того. А иной раз, говоруны от сохи начнут излагать, так хоть святых выноси. Вон, гляньте у меня на странице в преамбуле, я благим матом кричу: скажите хоть слово!!! А в ответ - тишина.

Феликс Гойхман   25.01.2018 09:02   Заявить о нарушении
Я не жалуюсь, Светлана, констатирую.

Феликс Гойхман   25.01.2018 12:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.