Эмили Дикинсон - Fr1465-J1439 How ruthless are the

Сердечный - беспощаден -
И добрый - так жесток -
Завет Бог с Агнцем разорвал
Будь ясен Ветра Рок -

Emily Dickinson. J1439

How ruthless are the gentle -
How cruel are the kind -
God broke his contract to his Lamb
To qualify the Wind –

Комментарии:

Бог, раз за разом, нарушает договор с творением.  Каждый раз создавая новый договор, в котором ограничивает нас и Себя. 

Всемогущий -  и Адам с Евой.   Как можно объяснить первоначальный договор: - не трогай яблок с дерева познания и проживай в Раю?  Как объяснить последствия нарушения ими этого договора?

И вот Мы на Земле и жизнь свою должны поддерживать собственными руками и мы всеядны и двуполы. И Авель пастух. Он должен защитить своих овец от диких, Всемогущим созданных животных. Заколоть и съесть их, и принести их Ему в жертву.  А Каин хлебопашец, но они братья по крови, и он вкушает вместе с братом мясо животных.  И, как бы ни ритуально было заклание, оно есть путь к падению. И Каин становится на этот путь, а вместе с ним и Мы.

И сорока поколений оказалось достаточно, чтобы Он решил, что творение заблудилось в созданном Им Мире. 

И что?  - Ярость!  Потоп! Ной! Отбор тварей праведником Ноем. Понимание Богом, что внутри творения, в Им созданном мире, неизгладимые противоречия и даже праведником выбранные твари вернуться на круги своя. 

И новый договор, теперь ограничивающий Его,  - Потопов больше не будет! Все Человечество сразу уничтожать не буду! 

А почестям?  Ярость то сохраняется!   Тигр - Его Души подобие! (см. Саша Казаков).

Войны, рабство, Содом и Гоморра, Египет, Исход,  Уничтожение целых городов. И это все в до классической истории. 

И все эти уничтожаемые творения - его Агнцы.  Все и Каждый.

Но есть и другой взгляд на те же строки.

Пропущенное, мыслимое,  гамлетовское «to be kind»: «- I must be cruel only to be kind.» обращённое к матери. 

И обычное для протестантизма «суровое» отношение к своим греховным желаниям и к детям.  И то и другое есть жестокость доброты.  И мне кажется, что именно об этом две первые строчки, и та же идея перенесена в епархию Веры в третей и четвёртой.

«The Wind» - это, как мне кажется, прямая метафора встречного ветра сильного и беспощадного - ведь договор расторгнут. Но это и есть то единственное, что осталось в руках у Всемогущего, чтобы направить стадо по верному пути, преодолевая Ветер.


Рецензии
Саша - привет! Конечно, есть о чем поругаться:) Кмк первая и последняя строчки - ужасны:) Ну какой там Ветер? Это эвфемизм Св. Духа.
Для начала ссылка из комментариев:
Poem 1439 F1465 ‘How ruthless are the gentle’
Emily surprises the reader by giving a theological example of the well known paradox of the first two lines. It is difficult to say what she has in mind in this example. A guess would be that God, in order to calm down ‘the Wind’ (=the Holy Spirit) who was saying that something should be done to save mankind, broke his contract with ‘his Lamb’ (=Jesus) that they should all live together in heaven by sending him down to earth on this mission.
имхо своеобразная перефразированная отсылка к Нагорной проповеди - блаженны кроткие итд - а они не блаженны, а злы
Агнцев там не много - он один: см. Апокалипсис. В христианской символике агнец обозначает собою:
— ветхозаветную жертву, прообразовавшую Христа;
— самого Иисуса Христа
Только единственный Агнец по правую руку от Господа снимает печати итд

возразите что-нить на это - а потом доспорим.

Валентин Емелин   25.01.2018 01:17     Заявить о нарушении
Ну какой там Ветер - это эфемиризм Святого Духа и у меня тоже. Но что это за “To qualify” - Зачем и кому надо квалифицировать Святого Духа решения? (Он конечно объяснялся с Авраамом, ведь это все тот же Бог, но и там - решил быть жестоким в своей доброте, и только семья Лота уцелела). И все Вами предлагаемое, ну никак с «парадоксами» первых строчек ни укладывается. В чем парадоксы: добрый - жесток, сердечный - беспощаден; не желание признать что иногда «жестокость», или скорее жесткость (но как трудно часто отличить одно от другого) доброго; и «беспощадность», или не прощение человека сердечного - это жизненная необходимость для воспитания и сохранения определенных норм это сегодняшний либерализм (и мы за него ещё расплатимся). Но этот парадокс из жизни ортодоксального протестанта, он парадокс из жизни. И Бог - разрывает договор: Какой такой договор?(С Иисусом никакого договора у него не было - где сказано что-то о договоре) Зачем разрывает? О, но это же Бог, добренький, он только хорошее делает, сваливаетесь Вы, и парадоксы исчезают. Нет он порывает ковенант, и говорит идите против Моего Ветра ибо не достойны Вы пока в Рай. Вот это и есть параллель пардоксов первых двух строк и последних.
:))
Так мне кажется.

Саша Казаков   25.01.2018 02:35   Заявить о нарушении
Саша, там парадокс останется по определению, если просто перевести как есть.
Что касается qualify - так у него есть целая гамма оттенков, в том числе - ограничивать, усмирять, вводить в рамки - что и происходит при «определении» квалифицированием. Как Вы уже верно где-то писали - Бог ограничил себя (это первичное действие в акте творения) - здесь он ограничил себя в ипостаси св. Духа

Валентин Емелин   25.01.2018 10:41   Заявить о нарушении
Все вышеперечисленные Вами действия по расторжению завета - с творением, то есть человеком. В тексте же сказано ясно - с Агнцем, то есть ипостасью самого Бога, повернутой к творению. То есть это внутренний конфликт скорее, вызванный несовершенством сотворённого. Это принципиальный нюанс. Хотя можно говорить так - раз все есть бог - то и конфликт творца с творении - всегда внутренний. Однако, вышеприведенное рассуждение кажется мне принципиальным.

Валентин Емелин   25.01.2018 10:44   Заявить о нарушении
did a thorough thinking re poem, will explain tomorrow

Валентин Емелин   26.01.2018 00:58   Заявить о нарушении
Вот как у меня складывается, после чтения литературы и глубоких размышлений:)
How ruthless are the gentle -
How cruel are the kind -
God broke his contract to his Lamb
To qualify the Wind –
Парадокс вроде бы в третье строке. Агнец - Христос, но с ним, как своей ипостасью, Бог-отец не разрывал завета. Не говорится здесь напрямую и о пастве, как об овцах, иначе было бы во множественном. Но в первых двух строчках речь как раз о пастве. Где она собирается в одно? В Церкви. Агнец также и символ церкви (католической).
Тогда первые две строки об искажении путей паствой, верующими: как эти кроткие (которым он давал благодати в Нагорной проповеди) могут быть жестоки, итд.
Видя это бог Эмили разрывает завет с церковью, пасущей такую паству. Нужно укротить Ветер или дух. Но это не св. Дух, как я ошибочно думал - это дух гордыни. Блаженны нищие духом - почему? Это не святого Духа в них нехватает. Это в них не должно быть духа гордыни, своеволия. Тогда не будет добрый жесток. Ведь причина его жестокости в том, что он своей кротостью, добротой - возгордился.

Валентин Емелин   27.01.2018 11:18   Заявить о нарушении
Валентин, не могу пройти мимо Вашего замечательного эссе. Я должен ещё с ним пожить и потом смогу ответить по существу.

Я выставил(ю) новые комментарии к J835 - я в них убрал всякие ссылки на другие комментарии оставил подстрочник с вопросами к тексту, на которые надо ответить, и теми ответами, которые мне кажутся разумными. Все то же, но более лаконично и ближе к тексту.

С грешками Меркурия - да и вообще вся это сравнительная трактовка в конце, кмк, была для неё просто способом завершить сказанное до. Возможно использовала Гершлель, который был тогда на слуху _ все таки открыл Уран, и Меркурий прицепился по ассоциации (с какими такими affairs) она и сама не знала...
Так что там что «грешки», что «делишки», что «запой» все одно...

В переводе обратит внимание на , обратите внимание на окончание «завещало»

Саша Казаков   27.01.2018 18:19   Заявить о нарушении
Привет Валентин.

Я вернулся к этому тексту ещё раз, что-то в моих и Ваших комментариях мне казалось выходящим за рамки оригинального текста. Что-то от ларчик просто открывался» - прочти правильно и ненужно ключика... Загадки часто возникают от неправильных ожиданий ослепляющих ум и не дающих увидеть, что иногда яблоко - просто яблоко.

Две первые строчки в своей неожиданной внутренней противоречивости, при чем вторая, повторяя противоречие первой, усиливает это ощущение противоречия ведут к ожиданию разрешения этого противоречия в следующих строчках. Этот поиск «ключика» к разрешению противоречия возможно не позволяют нам правильно прочесть две последние строчки. (Особенно (нам)мне, для которого прямое протестантское религиозное ощущение не доступно и требует умственного усилия, и даже в этом случае не создаёт правильной эмоциональной реакции - остается умственным упражнением).

Что говорится в разрешающих стихотворение строчках:

God broke his contract to his Lamb
To qualify the Wind –

Бог нарушил свой договор с его Творением (Человеком, Авраамом, Исааком, Иисусом в их телесно-духовной форме - his Lamb) - оно смертно.
Чтобы продемонстрировать значимость Духа. Духа, который не покидает нас и тогда когда мы расстаёмся с нашим телесным существованием. Это бессмертии Духа и есть его квалификация.

Если теперь взглянуть на первые две строчки, то противоречие исчезает. Все, кто удерживают нас в телесной форме своё нежностью и добротой жестоки и бессердечны.

How ruthless are the gentle -
How cruel are the kind -
God broke his contract to his Lamb
To qualify the Wind –

Саша Казаков   27.08.2019 05:24   Заявить о нарушении
Вот моя попытка перевода соответствующая новому пониманию:

Как беспощаден нежный -
Как добрый жесткосерд -
Бог с Агнцем договор порвал
Чтоб воздух дать Душе

Саша Казаков   27.08.2019 05:59   Заявить о нарушении
Саша, привет. Иногда сигара это посто сигара, это да. Но не в таком сложном и намеренно парадоксальном тексте имхо. Она ведь переворачивает Нагорную проповедь, спорит с ней - блаженны кроткие итд, а она говорит - жестоки кроткие. Все же Агнец скорее всего использован в прямом смысле - то есть это Христос в ипостаси искупительной жертвы за грехи человеческие (посмотрел свой первый комментарий, который подзабыл, там это слово в слово:). Завет с Христом у бога конечно был. И он конечно ограничил себя.

Валентин Емелин   27.08.2019 11:21   Заявить о нарушении
А последнюю строку можно читать и как: дать волю своему гневу.

Валентин Емелин   27.08.2019 11:23   Заявить о нарушении