Советы Оптинских старцев-74

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника духовной жизни)

ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

23.01.18 г.,
Святителя Феофана Затворника

(Продолжение )

К ПУШКИНСКОЙ ТРОПЕ!

(Конспект завершающей главы исследования
антипоэзии на интернетских сайтах)

1. Проблема — почему мы пришли к глубокому нравственному кризису, напоминающему начало Апокалипсиса, и к массовой бездуховной поэзии, заполонившей интернет?

2. Начнём исследование от Главного, от Итинного, от Бога. (От печки, как говорят у нас в Сибири).

3. Господь создал идеально прекрасный духовно-материальный мир, с человеком, по Своему образу и подобию, способным творить прекрасное и достигать новых духовных вершин.

4. Для этого дано человеку всё — способности понимать Истину (Бога и Его задумок), красоту, способности отражать эту красоту в слове, во всех видах искусства, самому получать от этого удовольствие и передавать эту радость другим.

5. В райской жизни царь природы, вместе с другими добрыми делами, этим бы и занимался. Но он возгордился и, подталкиваемый к бунту первым революционером Денницей (Вельзевулом), захотел стать выше Творца, нарушил единственный тогда завет с Ним (не постигать зла).

6. Взбунтовавшийся ангел первым, человек вторым вознесли хулу на Бога, пошли против Него, то есть совершили смертный грех и наказаны были — Денница с отпавшими ангелами сброшен с Неба, человек с женой изгнан из рая. Участь их была решена — тёмные силы стали заниматься делами зла, люди стали греховными, то есть склонными более совершать зло, чем добро.

7. В итоге — у зла появились изобретательные творцы. Зло внедрилось во все дела человеческие и в природу. Без веры в Бога, которая постепенно всё больше в людях забывалась, святая нравственность растлевалась, уступала место земным страстям — бесчестности, гневливости, зависти, хитрости, лживости, гордыни, жажде богатства, власти и славы, неистребимому себялюбию, равнодушию к великому чуду —  красоте мира, красоте слова. С первым проявлением хулы на Творца появились «нелепые глаголы», которые стали источником ярого и хитрейшего врага словесности — матерщины.

8. Правды ради надо сказать — в мире нет прямолинейного падения, катастрофического разрушения и окончательного крушения. Разрушительные периоды сменяются периодами созидательными. Скажем, зверская братская война на Руси прекратилась на время эпохой Владимира-Солнышка, советская безбожная власть на наших глазах сменяется возвращением народа к вере и т.д. Причем, перемены такие закономерно связаны с усилением человеческой веры, пусть даже в языческих божков или бога неистинного (истинный Бог, единственная вечная Истина, по Откровению Христа, — Православная Троица. Жизнь космоса и землян полностью подтверждает это Признание Спасителя).
 
9. И всё-таки вся совокупность возвратных явлений ведёт ко всё большему падению человека, поскольку он, в силу генетической греховности, склонен больше к плохому, безнравственному, чем к хорошему, духовно-святому. Доказывают это — падения буквально всех земных цивилизаций, империй, культур, формаций — египетской, греческой, римской, античной, постантичной (впоть до наших дней, свидетельстующих о распаде частнособственнической формации). Следовательно, Библия истинна и в указаниях на неизбежный Апокалипсис, конец нынешнего духовно-материального мира.

10. Отход от Бога, от Истины, от Нравственности, Высокой Духовности — главная причина разрушения всех сфер общественной жизни. И конечно же, духовной, к которой относится творчество, и поэтическое, нас интересующее. В этой творческой разновидности те же взлёты и падения, которые характеризуют всё возрастающие (с возрастанием безбожия) безнравственность, пошлость, отрицание первоначальной Красоты в мире и в человеке. Красота уступает место духовным уродствам самых разных видов. Но тут надо заметить, что волнообразность присуща массовым, а не единичным явлениям. Люди есть люди. У них свобода выбора. В одно время могут жить и творить и гении добра, и гении зла. Вспомним: Пушкин, укрепившийся в православной вере, молился в храме за упокой души Байрона, ярого атеиста и одного из отцов современных Зюськиных («Дон-Жуан»).

11. И всё же выстроим цепочку падений и взлётов по индивидуальностям, поэтам гениальным. Гомер, с почтением относящийся к богам греческим, — и Овидий, изгнанный из Рима за развращающие молодёжь книги «Любовные элегии», «Наука любви» и «Лекарство от любви» (Заметьте: сам римский император стал инициатором ссылки поэта за безнравственность, а наши власти — и верховные, и российско-паутиновые — на словесный разврат глаза закрыли, зато железные щиты ставят поэтам, искренне, честно и бескомромиссно борющимся за Истину Христову против бесконечных проявлений зла, в том числе и на многих сайтах в интернете; скольким талантливым стихам и поэмам ходу не дают, кто считал?). Возьмём следующую пару: Шекспир, без всякого намёка на разврат и пошлость, — и Вольтер, от души надсмеявшийся над духовным зачатием Иисуса Христа и непорочностью героини Франции («Орлеанская девственница»). Или: поздний Пушкин, автор лучшей стихотворной молитвы «Владыка дней моих!...» — и Есенин, создатель безнраственной книжки «Москва кабацкая». И еще: Рубцов, почти великий лирик, — и Зюськин, только мнящий себя великим.

12. Подробный путь падения поэзии, даже одной русской, в рамках заметок не охватить. Но ускорение такого падения очевидно. Началось оно с громадейшего влияния на русскую литературу Вольтера, агрессивного атеиста и революционера. А с чего у самого отца современной вседозволенности падение началось? — С признания веры за глупость, с замены её только открытыми естественными природными законами развития (которые как будто бы могли сами по себе возникнуть!), с новой верой в возможность изменения мира по воле (греховного!) человека.

13. Сам Пушкин не устоял перед напором Вольтера («единственного мужа!», по его юношескому восклицнию в незаконченно поэме «Бова»). Под виянием этого  «мужа» — кроме «Бовы», «Городок», поэмы «Монах» и «Гавриилиада» (позднее), ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Христос воскрес», «Деревня», еще одна поэма «Граф Нулин».

14. Знамя вольности подхватили Лермонтов, поэты-декабристы, поэты-демократы, поэты-народники, поэты революционной волны, Маяковский и Есенин поначалу, пока не разобрались в гибельности советской власти. А тех пиитов, которым пришлась по душе идея полной свободы, вседозволенности — числа-счёту нет. Особенный расцвет этого разнузданно-зловонного сада пришёлся на послесоветскую эпоху всеобщей расхлябанности и бессовестности.

15. Очень многие в восторге от нигилистической и долговременной эпохи «серебряного века». Поэтические находки, развивающие русскую классику, были. Среди истинных новаторов — Тютчев, Фет, Блок, Есенин, Маяковский, Багрицкий. Но некоторые из названных поэтов и целая армия иных «реформаторов старины» гениально поработала на уничтожение классических традиций, на замену их пошлятиной, лживостью, наглой бездарностью, вообщ абракадаброй (Северянин, Хлебников и им подобные). Главная вина «серебристов» — скрытое и открытое воспевание безбожности, что есть продолжение Вельзевуловой хулы на Творца.

16. Окончательно добил поэзию «золотого века» период советской литературы, когда поощрялась ложь, лесть и похвала «народного строя», но накрепко запрещалась даже маленькая критика его. Дружно жили с властью только певцы социализма. (Тихонов, Стальский, Сурков, Инбер, Маршак — всех не пречислишь).

17. Был в 90-ые годы недолгий период отрицания советского искусства. Но отрицание было липовым, с ним прорвалась и пошлятина, и бесталанность, и начало нынешнего гадостного шоу, этого уродливого и опасного массового антитворческого сочинительства, прорвался и всё подчинил себе выгодный власти и управленцам запрет на правду, тем более на Истину православную. Цензуру вроде бы отменили,  но она стала еще более жёсткой — ничего не скажешь против власть имущих. Перестраховщики на сайтах придумали уставы, которые дают возможность не публиковать непонравившееся, опасное. Не принимают во многом настоящие стихи пушкинской традиции, пушкинской тропы.

18. Суть массового искусства. Тяга к пению, к стихам — память о жизни в раю: ангельские гимны Творцу. Думаю, Адам от творчества небожителей не был отлучён. Не стали отлучёнными от райского творчества и отстранённые от рая. В размножившихся на земле семьях и родах сочинялись песни, слова к ним, изобретались музыкальые инструменты.

19. Это прижилось во всех народах. А на Руси особенно. Гоголь приводит в исторических исследованиях сообщения древних бытописцев — первые славяне не знали оружия, путешествовали с гуслями, пели у костров. Были у них свои поэты и композитооры. Но почему появилась всеобщая тяга к сочинительству? С начальных времён в человеке гонор — Бог может, и я смогу, поэт может сочинять, и я смогу. У диких племён ни для кого запрета на творчество не было. У Маяковского: «Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашит, попишет стихи». Революция 17-го года и тут оказалась повинной. «Кто был ничем, тот станет всем». Свобода, равенство, братство. Вседозволенность. Появились армии рабочих и крестьянских поэтов. Что же удивляться, если при новой революции 90-х годов поэтами стали уже почти что все россияне.

20. Таланта нет, так он теперь и не нужен. Почти никто ничего не понимает. Эпоха безнравственности, бессовестности, бескультурья. Только этого и можно добиться, вычёркивая из жизни Бога. Сами себе рай «устрили» на земле. И в этом — наказанье, поученье Господне, призывный клич Его — выходить на спасительную стезю.

21. А мы не хотим понять, нам, привыкшим к духовному ничегонеделанию, и в болотине хорошо. Но ведь это гибель! Впереди Апокалипсис. И неужели никак нельзя избежать катастрофы?

22. Вот ответ на этот вопрос Амвросия Оптинского, по сегодняшнему прочтению его высказывания в книге «Оптинский цветник»: «Пишите вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире...».

23. Итак, спасение в Христовых заповедях, в соблюдении духовных законов жизни, в очищении душ наших, очернённых грехами, в восстановлении нашей национальной нравственности, почти полностью разрушенной, хотя бы того забытого уровня, когда вместо оружия у славян были лютни. Понятно, призыв не к разоружению (пока в нашем злобном мире этого сделать нельзя), но к перевооружению, к замене приоритетов: чтобы духовное руководило душевным и материальным. Чтобы вновь отладились сыновние отношения людей с Богом. Пора, давно пора блудным дитятям вернуться к Отцу своему.

24. Легко разрушать — тяжело восстанавливать, еще труднее наращивать, улучшать восстановленное. Мы разобрались с тем, как дошли до жизни такой, духовно-пустой,  эгоистической, мещанской, светской. Разберёмся — как выйти из кризиса антикультуры и антипоэзии, неразрывно связянных друг с другом.

(Продолжение следует)


Рецензии