Символы славянской жизни. Часть 3

Тема: о божественных символах белорусского народа: Жытняя Баба, Жыцень.

Добрый день, светлые молодца и красные девицы!

   Я продолжаю священный рассказ о священных символах нашего народа. Сегодня я расскажу вам о Жытней Баба и Жыцене и начну своё повествование с беларусского языка и закончу его русским. Я попытаюсь провести аналогии между славянскими богами и богинями для всех представителей славян, из тех источников, которые я сумел раздобыть в свете.

                1. Багiня Жытняя Баба.

   "Жытняя Баба- багiня урадлiвасцi i гаспадарыня ураджаю. Пасля жнiва сялянскiя нiвы былi уставлены бабкамi снапоу: так дасушвалi зжатае жыта. Ад iх i пайшоу сiмвал Жытняй Бабы. Яе уяулялi фантастычнай жанчынай з каласамi на галаве i зоркамi па баках. Людзi верылi, што Жытняя Баба вылечвае ад жаночых хвароб i дапамагае парадзiхам". [1]

   "Узор Жытняй Бабы звычайна меу выгляд Умоунай жаночай постацi з характэрна прыузнятымi рукамi". [1]

   Я попытался найти Богиню плодородия у других славянских родов и остановил свой благосклонный взляд на Богинях Живе и Дживе:

   "Жива (Зива)- заподнославянское женское божество, главное в земле полабов, богиня жизни и плодородия". [2]

   "Изображения этой богини имеются на некоторых довольно схожих рисунках. Зива изображена как обнажённая женщина с плодами в руках. Следует отметить, что так традиционно изображают римскую богиню Цереру". [2]

   "Согласно хорватской легенде, некий благочестивый человек на своей телеге отвозит раненого в битве бога на гору к вилам. За это Жива, утренняя звезда, учит возницу пахать землю и разводить скот". [2]

   "Богиня Джива (Дева Жива, Дива, Сива)- Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня молодых и читых Душ Человеческих." [3]

   "Богиня Джива даёт каждому человеку из Расы Великой, или потомку Рода Небесного, при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу, а после праведной земной жизни даёт человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни." [3]

   "Богиня Джива является олицетворением плодоносной Силы Жизни, вечной молодости, юности и влюблённости, а также наивысшей красоты всей природы и человека." [3]

   "Она- Богиня- Покровительница Чертога Девы во Сварожьем Круге. Считается, что когда Ярило- Солнце находится в Небесном Чертоге Девы, рождаются дети, наделённые особыми чувствами, такими как: предвидение великих изменений в жизни людей и предсказание грозных природных явлений, способность разобраться в любой запутанной ситуации." [3]

   "Богиня Джива- добросердечная супруга и спасительница Тарха Даждьбога. Она также наделяет нежностью, добротой, сердечностью и вниманием беременных женщин и кормящих матерей из Родов Расы Великой, которые соблюдают древние семейные традиции и многовековой Родовой уклад." [3]

           Гимн - Правьславленье, посвящённый Богине Дживе:

   "Джива- Матушка! Душ Хранительница! Ты Родам всем нашим Покровительница! Призываем Тя, прославляем Тя, Светлых Душ дарительницей величаем Тя! Подари людям всем утешение, а Родам древним нашим размножение. И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших, ныне и присно и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!"                [3]

                2. Бог Жыцень:

   "Жыцень- наiбольш папулярны сiмвал ураджаю, дух палёу, якi cпрыяе росту i выспяванню раслiн. Яго уяулялi нiзкарослай iстотай (существом) з трымя вачамi. Верылi, што ён можа з`явiцца (появиться) перад гаспадаром, каб папярэдзiць аб наблiжаючымся голадзе. Жыценя вельмi шанавалi у народзе i звярталiся да яго з просьбамi, наносячы пэуныя узоры на посцiлкi". [1]

   "Жыцень- разетка у выглядзе ромба, ад вуглоу якога адыходзяць па два стылiзованыя жытнiя каласы. Ён нагадвае дажынкавы вянок, якi сiмвалiзуе паспяховае заканчэнне жнiва". [1]

   У поляков существовал "Жив- двуполое божество.  Жив считался божеством благополучия, верховным правителем Вселенной, божеством красоты и весны. Согласно польским преданиям, весной Жив (Живый) превращается в кукушку, чтобы возвещать людям время года; определять, кто сколько проживёт на белом свете, и за это люди приносят ему жертвы. В польских летописях рассказывается, что на горе Живице был построен храм, и в нём весной, в первые дни мая собирался во множестве народ. Там молились о счастье и благоденствии на весь предстоящий год".  [2]

   "Весеннее поклонение Ладе и Живу свидетельствует о том, что они составляли одно божество и относились к светоносному началу- к всеобщей любви и жизни природы. Жива была женским божеством, подобно тому как Живитель был у древних пеласгов мужским божеством оплодотворения. Литовцы называли Ладу Золотой Пани, чехи- Красопани. Праздник в её честь начинался вместе с торжеством солнца." [2]

   Рассмотрев олицетворения разных славянских Богов и Богинь, связанные с Богиней Жытняя Баба и Богом Жыцень в разных культурах славянского общества, я попытался показать вам, дорогие читатели, как постепенно удаляясь от единого славянского корня культуры, от Богини Джива и Тарха Даждьбога, шаг за шагом видоизменяются их значения в нашей памяти, добавляя новые оттенки Единой Жизни. Это разнообразие светлого мышления напоминает мне разнообразие полевых цветов на пышных лугах, залитых нежными лучами ясного солнца; аромат которых создаёт в моей светлой душе ясную радость и умиротворение, наполняя её трепетным дыханием вечности...

Жытняя Баба.

О, ты поле- полюшко,
Полюшко родимое!
О, ты доля- долюшка,
Долюшка хранимая!

Ты- хозяйка красная,
Женщина с колосьями,
Ты- хозяйка страстная
С ноженьками босыми.

Как взойдёшь на полюшко
Лучиками ясными,
Хлебороба волюшка
Манит в поле гласами.

В песнях рук натруженных
Пласт земли вздымается,
В каплях муз простуженных
Зерно подымается.

Жытняя бабулечка,
Помоги нам сеяти!
Жизни красотулечка,
Помоги взлелеяти

Зёрнышки, упавшие
В Сыру- Землю - Матушку,
И росточки, давшие
Солнышку- Свет- Батюшке!

Славься Баба Жытняя
С колосками хлебушка!
Славься Баба Видная
С трудолюбьем небушка!


1. Примечание: [1]- Источник текста взят из книги Коршак А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонка 14;

2. Примечание: [2]- Источник текста взят из книги В.Артёмова "Мифы и Предания Славян", Москва, Олма Медиа Груп, 2012 год, страницы 81- 82;

3. Примечание: [3]- Источник текста взят из Священной Книги "Славяно- Арийские Веды, Книга 3, Ингилизм, Древняя Вера Славянских и Арийских Народов", Издательство Родович, Асгард- Омск-Москва, 2014 год, страница 49;

4. Примечание:  Сама фотография славянской  Богини Жытнёвой Бабы и славянскога Бога Жыценя взята из той же книги Коршака А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонка 14.


 © Copyright: Олег Малашонок, 2018
               




   



 


Рецензии