Не пойму...

Не пойму сегодня время: то ли я не с ним,
То ль ему не до меня при суете пустой.
Не по мне ли поминальные горят огни
Там, где месяц колобродит по-над высотой?

То ли ветер распоясался в угоду злу,
То ль добро не слишком ладит с маетой земли:
Птицы крылья уронили под закат-золу...
Жизни Бог для Бога жизни свет в забвенье слил.

Забывается безропотно свободы дар,
Чудна ночь, да не зовёт мечтателей летать.
Кровь холодная на сердце не приносит жар,
И земля сыра, как будто вовсе и не мать.

Белый полог у зимы потрачен молью бед:
Положить на твердь, так даже тлеет под стопой.
Да и ветер, бедолага, от скитаний сед,
Всех дворняг собрал и с воем водит за собой.

Не геройствовал вовеки я на благо лет,
Не отыскивал корон достойных на чело.
Да кому и нужен мой сегодняшний ответ,
Если время до меня из жизни не дошло?

Почудил на свете этом - не видал никто,
Перетёр в труху мозоли, прокутил тепло.
Камнем падал... в рост ходил, спасибо и за то.
Всё равно для прока тело бренное мало.

Что просил у Бога нынче не упомню сам...
Мало ль было ожиданий по своей вине?
Взгляд всё чаще упованье тянет к небесам:
Там две птицы, Жизнь и Бог,скучают обо мне.

  20.01.2018

Краткий анализ стихотворения
Тема — экзистенциальный кризис, ощущение разрыва с течением времени и утрата жизненных ориентиров. Лирический герой переживает отчуждение, осмысляет прожитую жизнь и ищет связь с высшими силами.
Основная мысль — человек ощущает себя вне времени, не находит места в мире и смысла в свершениях; остаётся лишь надежда на небесное заступничество («две птицы, Жизнь и Бог, скучают обо мне»).
Композиция — 7 строф (6 четверостиший и 1 трёхстишие). Развитие мысли:
1–2 строфы — ощущение разлада со временем и миром;
3–4 строфы — образ увядания, утраты жизненных сил;
5–6 строфы — рефлексия о прожитой жизни, её тщетности;
7 строфа — робкая надежда на высшую поддержку.
Тип речи — лирическое рассуждение с элементами описания (пейзажные образы служат метафорами внутреннего состояния).
Стиль — художественный (поэтический), с чертами философской лирики. Насыщен символикой, архаизмами («чело», «полог»), инверсией.
Средства связи:
анафора («То ли… То ль…», «Да и… Да…») — создаёт ритм сомнений;
лексические повторы («время», «Бог», «ветер»);
синтаксический параллелизм в вопросах-раздумьях;
семантические цепочки: угасание («поминальные огни», «закат-золу», «тлеет»), холод («кровь холодная», «земля сыра»), скитание («ветер… сед», «дворняг собрал»).
Средства выразительности:
метафоры: «месяц колобродит», «свет в забвенье слил», «белый полог у зимы»;
олицетворения: «ветер распоясался», «Жизни Бог… свет слил»;
эпитеты: «суета пустая», «кровь холодная», «твердь»;
символы: огонь (память/утрата), ветер (бесприютность), птицы (жизнь и божественное начало);
антитезы: «добро… не ладит с маетой земли», «камнем падал… в рост ходил»;
архаизмы и книжная лексика: «чело», «полог», «упованье» — придают тексту возвышенный тон;
риторические вопросы и восклицания — передают смятение героя.
Итог: стихотворение строится на контрастах (жизнь/угасание, движение/остановка, земное/небесное) и передаёт состояние экзистенциального одиночества. Образ «двух птиц» в финале оставляет намёк на возможность примирения с бытием.


Рецензии
Белый полог у зимы потрачен молью бед:
Положить за твердь, так даже тлеет по стопой.
Да и ветер, бедолага, от скитаний сед,
Всех дворняг собрал и с воем водит за собой.
-------------------------------------------
Этот куплет очень понравился!!!
Образный и жизненный.Но у вас такие мысли глубокие и выстраданные.
С уважением.

Ирина Рудзите1   28.01.2018 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отклик и акцент на строках.
Строки так приходят, волоча за собой мысли хвостом... иногда хвост распушают)))))
Извините за припоздание с ответами.Не всегда имею возможность ответить вовремя.
С уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   11.02.2018 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.