Вне земного закона

Посекли, порубали росточки добра,
Понасеяли лиха да худа.
Сирой пылью щедры над землёю ветра
Да пустой величавостью блуда.
Расставаться с бессорьем никто не велел -
Сами пачкали... сами теряли.
От купели к погосту идти в кабале
Дух тела заставляет едва ли.
Суетою ли сгорблен, помят ли тщетой
Человек у души на поруках.
Жаль, природный инстинкт дорожить чистотой
Одичалостью нравов поруган.
А природа опять для земли понесла...
Вороньё не помеха зачатью.
В окружении тесном обмана и зла
Не скудеет надежда на счастье.
На родины мечты не придёт без даров
Чёрный вран из обманного царства.
Сквозь крещенье пройдя, перейдя за покров,
Не теряет сноровки коварство.
Злая сила настояна на маете
И бескрайнем терпенье народа.
Руку к помощи тянут, как прежде не те,
Кто готов быть защитником рода.
Нехорошее гнёт непорочность в дугу,
Ради благ ненасытного века...
Роженице об этом никто ни гу-гу...
Это свойственно для человека.
Полнолуний настырность терзает умы,
На догадливость срока надеясь.
Из телесной тюрьмы до душевной сумы
Пробирается почестей ересь.
Всходы вызреют, став над землёю стеной...
Чья ограда? Кому-то - препона.
Не забыть бы, что крест всё равно за спиной-
Суть его вне земного закона.

19.01.2018

Краткий анализ текста
Тема:
Противостояние добра и зла в человеческой жизни и мире; нравственное падение человека, но сохранение надежды и духовной опоры.
Основная мысль:
Несмотря на сознательное разрушение добра («посекли, порубали росточки добра»), распространение зла и обмана, в мире сохраняется надежда на возрождение («не скудеет надежда на счастье»), а духовная суть («крест за спиной») остаётся вне земных законов и испытаний.
Композиция:
Вступление (первые 4 строфы): описание разрушительных действий человека, нравственного упадка.
Средняя часть (5–10 строфы): размышление о природе зла, его укоренённости в терпении народа, обмане и утрате защитных сил.
Заключение (последние 2 строфы): мотив надежды, возрождения («всходы вызреют») и непреходящей духовной основы («крест за спиной»).
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания (картины разрушения, образы природы) и повествования (динамика действий: «посекли», «понасеяли», «пробирается»).
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Присутствуют:
архаизмы и книжная лексика («купель», «погост», «ересь», «маета»);
метафоры («сирой пылью щедры ветра», «из телесной тюрьмы до душевной сумы»);
антитезы (добро/зло, надежда/отчаяние, природа/человеческая порочность);
символика (крест, вороньё, полнолуние).
Средства связи:
лексические повторы («добро»/«лихо», «надежда», «крест»);
параллелизмы («посекли… понасеяли», «сами пачкали… сами теряли»);
анафоры (повторение «не» в нескольких строках);
синтаксические параллели («Роженице об этом никто ни гу-гу…», «Это свойственно для человека»).
Средства выразительности:
Метафоры: «росточки добра», «пустая величавость блуда», «телесная тюрьма», «душевная сума».
Эпитеты: «сирой пылью», «пустой величавостью», «злая сила», «ненасытный век».
Символы: крест (духовная опора), вороньё (разрушение), полнолуние (влияние на умы).
Архаизмы и высокая лексика: «купель», «погост», «маета», «ересь».
Антитезы: «добро» vs «лихо», «чистота» vs «одичалость нравов», «надежда» vs «зло».
Риторические конструкции: вопросы и восклицания отсутствуют, но есть интонация размышления и предостережения.
Итог:
Стихотворение представляет собой философское размышление о моральном выборе человека, утрате духовных ценностей и возможности возрождения. Через сложную образность и символику автор подчёркивает, что, несмотря на зло и обман, в мире остаётся место для надежды и духовной стойкости.


Рецензии
Здравствуй Олечка, строки наполнены мудростью и невероятным смыслом, читал и наслаждался внутренне слышал интонации твоего голоса.

С наилучшими пожеланиями Тебе и Твоим близким.

Олег Смирнов 3   20.01.2018 13:06     Заявить о нарушении