Предопределение и свобода... Исход...

Статья написана как комментарий на статью Рустама Батрова
" Жрецы в чалмах как огня боятся этого вопроса",
опубликованную в  "БизнесOnline"
https://www.business-gazeta.ru/article/369355

Предопределено (как я понимаю и это мое субъективное мнение)  - это значит, что все зримое и незримое для человека соразмерено в пространстве и во времени одновременно, одномоментно,  и это пространство предопределенного, и есть наша "жизнь" во всей ее совокупности, начиная с праотца Адама, и это есть пределы нашего существования, за которые человек никогда не сможет выйти, ибо так угодно Творцу Аллаху создавшему это пространство для человека.  В этом предопределенном пространстве человек свободен, наделен волей (в силе духа) и наделен знаниями (через Пророков) как себя вести в нем, дабы не запутаться в его незримой многомерности. Это пространство и конечно и безгранично, ибо оно сферично, очень тривиально (крайне простое), очень  фундоментальное (покоится на Единобожии), крепко связное (закономерность во всем), геоморфное (взаимно однозначное и взаимно непрерывное), диффиморфное (диффиренцируемый гомеоморфизм), многомерное (свойство структуры пространства, завесы Аллаха), в точке (в статике) - материально и оно одухотворено (пронизано божественной энергией духа) через религию (связь) с Создателем Аллахом,  "Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник.. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает." (Сура "Нур", 24:35)  (http://www.stihi.ru/2015/11/28/2380), простой пример нашего пространства для понмания, с позиции нашего трехмерного видения  -  это куб, наша Кааба ( http://www.stihi.ru/2016/11/13/4479)
Чтобы воспринимать более многомерные структуры, в человеке должны проявиться более глубокие и тонкие аспекты сознания и чувствования, для этого современный человек должен координально измениться, создаваемый им (самим человеком) "сверхразум", "искусственный интеллект" не поможет, ибо он будет ограничен, строится на алгоритмах поведения самого же несовершенного человека, в схоластике (http://www.stihi.ru/2017/10/26/5981) Человечество в своем развитии уже проходило разные этапы своей "цивилизации", но выводов так и не делает. Да, Творец Аллах дал ему эту возможность посредством калама, но поставил Свои условия, от которых Он не отступится.  В "Сунане" ат-Тирмизи  приводится рассказ ‘Убады бин ас-Самита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: "Пиши!" Она спросила: "Что писать?" Он сказал: "Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные. Аллах сказал: "Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)", ( Сура, Ясин аят  12). Что же  касается влияния благочестия или  ослушания на изменение предопределенного при жизни человека  то,  что записано в Скрижалях не меняется, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Перья подняты, и чернила высохли". Ат-Тирмизи, 2516.
Предопределение, считаю, есть творчество Аллаха в иррациональном и рациональном (многомерность), это знание, предписание, соизволение, сотворение, это Его Замысел , и все это  не случайность, а закономерность. Он знает, что и как мы сделаем в наш отрезок времени, сделаем как то Он и замыслил, дав  свободу. Как говорил Н.Бердяев: "Тайна творчества, есть тайна свободы." 
И в мире подлунном (прявленном для человека)так же  все подчиняется именно Законам Аллаха,  все находится в пропорциях, все соразмерено, всему есть свое время, свое место, своя причина, свои границы. Он,  Аллах,  все замыслил и все сотворил конечно в иррациональном, но для человека, Он  поставил завесы (прикрыл) в пространстве иррационального, проявив только трехмерность, вдохнув  Духа  Своего и поместив его, человека,  в то пространство  в  Своей  свободе Духа  в нем, и дал свободу в полном смысле этого слова. И это есть великая тайна бытия - свобода выбора человека!  Этим  предопределено  испытание человека свободой, в которое  влючены все сотворенные Аллахом  соблазны и искушения этой свободой. Только один пример.  "Хлеба и зрелищ!", - кричали  римляне, они были сытые и довольные, сделавшие свой выбор в сторону праздности, они не ведали, что этот лозунг приведет к падению их великой империи и  античной цивилизации.  Не понимали, что свобода - это не легкость и наслаждение, это трудность выбранного пути, ответственность и познание жизненного процесса  уже в рациональном выборе, уточняющем  иррациональное пространство сотворенного Аллахом мира, и в осознании этого пространства обретая убеждения, согласующиеся с реальностью,  находясь в недрах человеческого разума фитр-имана, в поиске истины через образ действиия и мысли,  умозрительно познавая иррациональное.
Это духовный путь. 
Далее,  иррациональное - это и есть, на самом деле, реальность, так как  оно  является первоисточником, но за завесой - тайна сущего, в которой  мы находимся в творческом процессе (жизнь), каждая наша мысль, каждое слово, каждый поступок наш имеют свое претворение в вечность свою, в творении  судьбы своей свободой выбора  по предопределению. Свитки же, которые находятся в руках ангелов по праую и левую сторону нас, Аллах может их изменить, приказав Своим ангелам, в зависимости от акта поклонения или греха, которые совершает человек при жизни, на это указывают слова Всевышнего: "Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания", ( "Гром", 13:39).
То, что открывается и переживается только в иррациональном, оно через религию (связь) в поклонении переводится в сознание и быт человека, в его повседневный жизненный опыт собственной волей подчиненной Высшей Воле Аллаха. через покорность Ему (ислам) и обратно интегрируясь и диффиренцируясь,  "Ничто не меняет предопределение, кроме мольбы" . ат-Тирмизи 2/20, Ахмад 5/277. ( Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 154). 
Для верующего человека, мусульманина это несложно и это не "постулирует его автономность" (как утверждает Батров, в дальнейшем - автор)  ибо " Бог и душа суть не постулаты нравственного закона, а прямые образующие силы нравственной действительности." ( В. С. Соловьёв, "Оправдание добра", 1894-1899 г.)  и эти образующие силы соединяются в искреннем сердце верующего человека, которое неподкупно в этом мире, и  о котором  говорится в приведенных автором аятах суры  99 (Аз-Зальзаля) , аят 7-8, сердце это "живые весы" которые чувствуют даже вес пылинки, будь то пылинка добра или зла, в отличии от сердец, которых не отягощают даже горы грехов и преступлений.
 "Абсолютной власть" Аллаха, Его "предопределение и всеведение" это великая всеобъемлющая Истина, которая подтверждается всей Вселенной, которую ощущает человеческое сердце и откликается ей, познавая всеобщую гармонию сотворенную Аллахом, ощущая полноту Его Творения. Чем глубже идет познание, открывая тайны творения, тем больше  приходиться удивляться  совершенству гармонии, ее соразмерности  и подчиняться ей.
Разве это "... два взаимоисключающих смысловых полюса.." которые по утверждению автора  ".. создают фундаментальное противоречие между принципами монизма и дуальности"?!
Напротив, человек продолжает миротворение, новую жизнь, преображает мир  через призму покорности Высшей Воле Аллаха вместе с Ним, подчиняясь Его Законам, и это не перераспределение "материала" данного мира, а сотворение из ничего, это сотворение нового в свободной свободе симбиоза с Творцом, Создателем (Аллаха действует через свободу), значит одухотворенное!... и несуществующее становится существующим. Значит концепция предопределения, как столп ислама, никак не "сдерживает" и  не "парализует"  "исторические перспективы нашего государства", не "усыпляет"  "творческий потенциал нашего многонационального российского народа"как утверждает автор, напротив, глубокое понимание данного столпа дает и понимание сути вещей, свойства, размеры, время, место и связь с другими вещами и влияние на все окружающее. Именно от  понимания и принятия предопределенного и свободы выбора одновременно!, зависит  поведение человека к миру и к просходящим процессам, ибо совмещаются несовместимые вещи, вот здесь и нужна очень крепкая вера в незримом, многомерном  пространстве иррационального, это воспитует внутреннее Я человека вместе с надеждой на хороший исход его бытия, но только в стремлении к добру, в стремлении к благому, через покорность Высшей Воле Аллаха, остальное - безысходность. Именно вера в сокровенное, скрытое воспитывает в человеке смирение, терпение, спокойствие ибо понимает, что все происходит по Воле Аллаха и творит жизнь полагась на Него.
Все сокровенное, скрытое за завесой неведомого, (гайб) -  Аллах, ангелы, Пророки, загробная жизнь, Писания, Судный день, предопределение (кадр), рассматривает вероучение (акыда) и вероубеждение  ислама, и  это сокровенное  очень помогает верующему человеку "отстраниться" от мирского,  для того чтобы не стать действительно рабом в гонке за призрачными благами нашего материального мира и его временных удовольствий, не утонуть как римляне в праздности, быть "без руля и ветрил"  в своей "сомнительной" свободе (как то понимает и желает для себя человек), проводить жизнь  в суете, а терпеливо делать добро воздерживаясь от зла и надеяться на вознаграждение, которое его ожидает, вкладывась в свою вечность в безграничном, которое откроется ему.
А то, что предопределение  "было позже присоеденено к столпам веры" как утверждает автор, то "Даже лист падает только с Его ведома", (Коран, сура 6,аят 59) . 
Аллах, наделяя свободой в пространстве предопределенности, заботиться о своем творении - человеке, но прежде всего о его душе, которая в свой час возратится к своим истокам и не предписание Аллаха, как вытекает из мысли  автора", парализует... динамику мусульманской цивилизации",  "цементирует в своей вязкой среде потенциальные прорывы и в других отраслях культуры... наступает затухание исламского мира, его погружение в интеллектуальный сон...", а сам человек, человеческий фактор! Но всему свое время, человечество глобально в многополярном мире должно прийти к единому консенсусу (для этого и послал Аллах Мухаммада с.г.в., как Милость для Миров), каждый принесет с собой свои достижения во всех отраслях в общее дело мира и созидания, но не в гонке за власть и превосходство друг над другом должно происходить это, а дабы угодить Творцу Аллаху, который так соразмерил наше существование в многомерности, дух захватывает! и дал в ней свободу чтобы испытать нас!
Для этого сегодня, в настоящем, для каждого в его настоящем, нужно качество, его нет. Качество нужно во всем, в творчестве, культуре (оно должно быть высокодуховным), в созидании духовных ценностей, в религиозных (чистейшая искренность), в познавательном (через призму Аллаха), в моральном (соответствовать нормам возложенным Всевышним Творцом) , в эстетике (Аллах прекрасен и любит прекрасное) во всем многообразии того чему уже научено человечество. Пора приостановится всем и призадуматься, заглянуть дальше своего носа в многомерность нашего существования (стучитесь, да, откроется), и просто преобразить мир окружающий нас в нашем предопределенном не расталкивая локтями друг друга, но желая добра и терпения, поднимаясь над собой, ради Аллаха.
Для этого и возбуждает пространство нашей жизни Аллах, для своего Замысла, иногда выводит человека из зоны комфорта, из обыденности, дабы человек мыслил и созидал и для этого у Него в очень много приемов.
 


Рецензии