Поэт Серебряного века Семён Надсон

 

                «Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю
                И утомлённому я руку подаю!»
                (С. Надсон из поэмы «Грёзы»)

      В октябре 2017 года ко мне попал сборник лирики «Серебряный век» московского издательства «Э» 2017. Этот сборник мужу на день рождения подарила его коллега по работе. Среди известных нам поэтов серебряного века там есть такие имена, как: Александр Блок, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин и многие другие. В этом сборнике я и открыла для себя поэта Семёна Надсона, прочитав несколько его стихов. После прочтения трёх его стихотворений, из напечатанных в сборнике, первая мысль возникла - это гений.
      Из стихов сборника особенно понравилось стихотворение «Идеал», написанное в 1878 году 27 июня и «Как каторжник влачит оковы за собой…», написанное в 1884 году 27 июля:
          ИДЕАЛ
«Не говори, что жизнь – игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь – разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.

Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгибнуло борцов,
И льётся кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.

Проходит время, - люди сами
Их свергнуть с высоты спешат
И, тешась новыми мечтами,
Других тельцов боготворят;
Но лишь один стоит от века,
Вне власти суетной толпы, -
Кумир великий человека
В лучах духовной красоты.

И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолётной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдёт уверенной стопой!»


           ***

«Как каторжник влачит оковы за собой,
Так всюду я влачу среди своих скитаний
Весь ад моей души, весь мрак пережитой,
И страх грядущего и боль воспоминаний…
Бывают дни, когда я жалок сам себе:
Так я беспомощен, так робок я, страдая,
Так мало сил во мне в лицо моей судьбе
Взглянуть без ужаса, очей не опуская…
Не за себя скорблю за жизненной грозой:
Не я один погиб, не находя исхода;
Скорблю, что я не мог всей страстью, всей душой
Служить тебе, печаль родимого народа!
Скорблю, что слабых сил беречь я неумел,
Что, полон святостью заветного стремленья,
Я не раздумывал, я не жил, - а горел,
Богатствами души соря без сожаленья;
И в дни, когда моя родная сторона
Полна уныния, смятенья и испуга, -
Чтоб в песне вылиться, душа моя должна
Красть редкие часы у жадного недуга.
И больно мне, что жизнь бесцельно догорит,
Что посреди бойцов я не боец суровый,
А только стонущий, усталый инвалид,
Смотрящий с завистью на их венец терновый…»


      Появилось желание побольше узнать об этом поэте и почитать ещё другие его стихи, которые не вошли в данный сборник.  Хорошо, что благодаря интернету это сделать не трудно. Поэт Семён Надсон родился 14 (26) декабря 1862 года в Санкт-Петербурге в семье надворного советника еврейского происхождения Якова Семёновича Надсона и Антонины Степановны Мамонтовой, происходившей из русской дворянской семьи Мамонтовых. Семья переехала жить в Киев. Он рано потерял родителей, отец умер от психического расстройства, когда Надсону было всего два года. Какое-то время они с матерью и сестрой жили в Киеве, где мать (оставшись без средств) была гувернанткой и экономкой. Через некоторое время она вышла второй раз замуж, но этот брак оказался несчастливым, отчим покончил жизнь самоубийством, в памяти Надсона осталось неизгладимое впечатление от тяжёлых семейных сцен. После, мать с двумя детьми переехала к брату в Санкт-Петербург, где вскоре умерла.  Дядя отдал Надсона во 2-ую военную гимназию, которую тот закончил в 1879 году. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на учениях и его отправили за казённый счёт в Тифлис на лечение от чахотки, где он провёл год. В 1882 году Надсон был выпущен подпоручиком в Каспийский полк, находящийся в Кронштадте.  Надсона очень тяготила военная служба и он при первой же возможности вышел в отставку в 1884 году. Быстрорастущая литературная известность, остроумие и добрый нрав – всё это располагало друзей и знакомых к Надсону, его окружали всякими заботами и попечениями.  Несколько месяцев он был секретарём «Недели», но вскоре болезнь прогрессировала, и друзья поэта при помощи литературного фонда отправили его на лечение заграницу сначала в Висбаден, а затем в Ниццу.  Но ни благоприятный климат, ни операции туберкулёзной фистулы ноги не привели к выздоровлению и летом 1885 года друзья решили отвезти его обратно в Россию.  Последние полтора года жизни Надсон прожил сначала в Подольской губернии, затем в Киеве и в Ялте. (Умер от туберкулёза 19 (31) января 1887 года в Ялте. Его тело из Ялты было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено на Волковском кладбище) Великие поэты часто умирают рано. Стихи он писал с детства, с девятилетнего возраста. Надсон начал рано печататься, его стихотворения размещались в журналах «Свете», «Слове», «Устоях», «Мысли».  Популярность Надсона быстро росла, вышедшее в 1885 году собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье. Академия наук присудила ему Пушкинскую премию. В Киеве, где он устроил творческий вечер в пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, для того, чтобы не зависеть от друзей и литературного фонда Надсон стал писать фельетоны для киевской газеты «Заря», это вовлекло его в полемику с критиком «Нового времени» В. П. Бурениным, который прозрачно намекал ему, обвиняя в том, что его болезнь является притворной и служит только для того, чтобы вымаливать пособия. Умирающий поэт, глубоко поражённый несправедливыми обвинениями собирался ехать в Санкт-Петербург, чтобы устроить суд чести, но не был допущен к этому своими друзьями.

       Ещё в 1882 году с С. Я. Надсоном пожелал познакомиться А. Н. Плещеев. Надсон считал Плещеева своим литературным крёстным отцом. И действительно, Плещеев тепло отзываясь о своём дебютанте открыл для него дорогу в «Отечественные записки», помещённые здесь стихотворения обратили на Надсона всеобщее внимание. С тех пор интерес к творчеству Надсона всё возрастал. В течение 10 лет собрание стихотворений выдержало 14 изданий и разошлось в количестве 50 тысяч экземпляров. Небывалый успех, равного которому нет в истории русской поэзии (в таком количестве не расходились до истечения срока литературной собственности ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многие приписывали сочувствию к его несчастной судьбе, клевете, отравившей последние дни жизни безвременно ушедшего поэта. Однако, прошёл ряд лет, а успех стихотворений Семёна Яковлевича Надсона остаётся прежним. Значит, это объяснение успеха нужно искать в самих стихах, тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь к Надсону, большей частью, как к поэту второстепенному. У Надсона, несмотря на его молодость очень зрелые стихи, понятные для широкого круга читателей, его творчеству присуща глубокая искренность. Надсон одновременно поклоняется двум идеалам поэзии – гражданскому и чисто художественному. Уже в одном из ранних своих стихотворений «Поэт» Надсон поклоняется двум идеалам – гражданскому и чисто художественному. Особенно хороши в художественном отношении те его стихотворения, где он больше поэт, чем гражданин: «В глуши», «На кладбище», «Сбылося всё», «Снова лунная ночь», «Я пригляделся к ней», «Нет, муза не зови», «Весной», «Умерла моя муза».

      В начале 20 века отношение к поэзии Семёна Надсона стало неоднозначным. Критики всё более обращали внимание на пессимистические настроения в его поэзии, на мотивы «разочарования», Надсона видели, как типичного «нытика». Валерий Брюсов в 1908 году о поэзии Надсона заявлял:
«Невыработанный и пёстрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи — вот характерные черты надсоновской поэзии, делающие её безнадёжно отжившей».
     Северянин писал о Надсоне:
«Я сам себе боюсь признаться,
Что я живу в такой стране,
Где четверть века центрит Надсон,
А я и Мирра  - в стороне».
               («Поэза вне абонемента» И. Северянин)
Мирра – это известная поэтесса серебряного века Мирра Лохвицкая (Мария Александровна Лохвицкая), которая после своей смерти была практически забыта.
       Маяковский в своём стихотворении «Юбилейное» написал:
«Чересчур моя страна поэтами нища
Между нами – вот беда – позатесался Надсон
Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща»
Маяковский здесь сравнивает себя с Пушкиным (по алфавиту: М-аяковский, Н-адсон, О, П-ушкин)
      Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку и хотя шедевров вокальной лирики не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие известные композиторы, как С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направник.

                18.01.2018



В статье использованы материалы: из сборника лирики «Серебряный век» московского издательства «Э» 2017 года,
http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/066.php Кроссворд-кафе биография Надсона
http://liricon.ru/biografii-poetov/nadson-semyon-yakovlevich Сборник русской поэзии «Лирикон». Биографии поэтов

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.