Словно
Из терпенья векового.
Дурит сном явь, явью сон...
Кокон обманов скован.
Наковальня лет и зим
От подков устала.
Хватит куполам осин...
Веры бы хватало.
Слово вкопано в твердь основ
Временами вещих предков.
Вроде, каждый звук не нов,
Новыми стали метки.
Поистёрта в спорах суть,
Вытравлена сила.
Ни к чему вальяжить блудь
Просто так... без пыла.
Словно было ещё вчера
Коренное - силой духа.
Ощетинилась пора
Словно под оплеуху.
Поразвеян ветром прах
Древности коряжьей...
Ни к чему тревожить страх
Просто так... от блажи.
Словно времени помело
Размахалось не на шутку.
Словно в степи унесло
Добрую прибаутку.
Развалилась на слова...
А потом на звуки.
Ни к чему качать права
Просто так... от скуки.
18.01.2018
Краткий анализ стихотворения
Тема. Размышления о течении времени, утрате духовных основ и размывании смыслов. Лирический герой осмысливает разрыв между прошлым (эпохой «вещих предков», «силы духа») и современностью, где «поистёрта в спорах суть» и «развалилась на слова… а потом на звуки».
Основная мысль. Время неумолимо разрушает традиции, укоренённые смыслы и цельность бытия; остаётся лишь тоска по утраченной подлинности и осознание бессмысленности пустых действий («ни к чему… просто так…»).
Композиция. Стихотворение состоит из 4 строф, выстраивающих ступенчатое развёртывание образа времени:
1;я строфа — образ «стона» и скованности («кокон обманов»), усталость мира;
2;я строфа — разрыв с традицией («слово вкопано…», но «новыми стали метки»);
3;я строфа — утрата духовной опоры («ощетинилась пора», «прах древности коряжьей»);
4;я строфа — финальный образ хаотичного времени («времени помело»), распада речи и смысла.
Кольцевая нота — повторяющаяся формула «Ни к чему… просто так…», подчёркивающая тщетность усилий.
Тип речи. Философское размышление с элементами описания и символической образности.
Стиль. Художественный, с ярко выраженной поэтической экспрессией. Лексика сочетает архаизмы и книжные обороты («вещие предки», «твердь основ», «вальяжить блудь») с разговорными интонациями, создавая напряжение между традицией и современностью.
Средства связи предложений:
анафоры («Словно…», «Ни к чему…»);
лексические повторы («слово», «время», «просто так»);
синтаксический параллелизм строф;
ассоциативные образы-символы (кокон, наковальня, помело).
Средства выразительности:
метафоры: «кокон обманов», «наковальня лет и зим», «времени помело», «прах древности коряжьей»;
олицетворения: «дурит сном явь», «ощетинилась пора»;
сравнения: «словно вырван тяжёлый стон», «словно под оплеуху», «словно в степи унесло»;
архаизмы и книжная лексика: «вещие предки», «твердь», «вальяжить», «блудь», «оплеуха», «блажь»;
антитезы: «явь — сон», «было вчера — развеян прах»;
звукопись: аллитерации на «с», «з», «ш» создают ощущение шепота, износа, распада («поистёрта», «вытравлена», «развалилась»);
риторические конструкции: повторы «Ни к чему… просто так…», усиливающие мотив бессмысленности.
Итог: стихотворение передаёт трагическое ощущение распада смыслов и утраты духовной преемственности. Образ времени как разрушительной силы («помело», «унесло», «развалилась») противопоставлен тоске по укоренённости и цельности прошлого.
Свидетельство о публикации №118011808413
Олег Смирнов 3 20.01.2018 13:08 Заявить о нарушении