Убийство священного оленя
Это не спойлер, это название фильма. Ну же! Любимая лань Артемиды. Агамемнон, Ифигения. И имя режиссера(Йоргос Лантимос). Греки - они такие. Взывают к таким глубинам подсознания, которых в себе не подозреваешь.
Главная мысль: почему твоя страшная убийственная, так сказать, но не специальная ошибка вовлекает в расплату самых близких и любимых? Почему нельзя просто отдать свою собственную жизнь в обмен на тихое существование? Потому что для Богов человек и лань стоят на одной ступени? Потому что им попросту плевать на человечество как таковое? И почему бесстрастные и безэмоциональные люди оживают только перед лицом смерти? Почему они не могут радоваться жизни, а только - бояться смерти? И как можно выбрать из трех самых дорогих людей жертву?
Ну, с Николь Кидман и Колином Фарелом понятно. Оба играют хорошо и по-разному, но в самую точку. И зря тут некоторые злые голоса шутят про его бороду, которая скрывает всю игру. Я бы не сказала. Борода только приглушает впечатление сначала, зато потом - ух! Весь его внутренний традиционализм, все хтонические ужасы пробиваются с еще большей силой! Бессердечный кардиолог оказывается весьма уязвимым и ранимым человеком. А его бесстрастная красавица-жена говорит чудовищные для матери, но ужасно рациональные вещи, подталкивая к убийству.
А вот все дети поражают особо. То ли действительно жутко талантливые, то ли изображали самих себя, потому так правдиво?
Страшненький мальчик Мартин(ирландец Барри Кеоген), с разными не по цвету, а по размеру глазами - существо явно мифическое, никого не напоминает? Правда, это уже не греческий миф, но все в тему. По ходу персонаж вызывает целую гамму чувств - от удивления до отвращения. А уж сцена с макаронами - так просто тошноту. И вроде бы вот этот подростковый макисмализм, стремление к справедливости и воздаянию - должен же вызывать сочувствие. Бедный сирота! Но нет. Лично мне стало страшно: а что, у молодежи и правда нет ни сочувствия, ни любви к ближнему, ни способности прощать? Только жестокость и месть. Как говорится, полный отвал башки.
Как и влюбленная в него дочь главного героя(англичанка Рэфи Кэсиди). Как она уверена в смерти брата, как жестоко выпрашивает у малыша плейер, как с надеждой интересуется у матери, нет ли у нее симптомов той же болезни! Как манипулирует отцом с целью избежать смерти! Да монстр похлеще Мартина!
И малыш Боб (американец Санни Сулджик), который удивительным образом просекает опасность, исходящую от Мартина, еще в первую встречу и пытается защититься, представляя отца в три раза сильнее и мужественнее Мартина на основании того, что подмышки у него в три раза волосатей. Как прямолинейно он пытается задобрить отца запоздалой стрижкой волос и отказом от карьеры окулиста. Вот кого искренне жаль. И неудивительно, что он (зажмурьтесь, это спойлер!) обречен.
В общем, детишки сильны. Посмотрим, что они покажут дальше. Станут ли крутыми актерами? Но старт высокий. По-моему.
И работа оператора выше всяких похвал. Тимиос Бакатакис. Запомним это имя.
Британское кино радует. И пугает.
Свидетельство о публикации №118011609340
"Главная мысль: почему твоя страшная убийственная, так сказать, но не специальная ошибка вовлекает в расплату самых близких и любимых?"
- А что за ошибка? Я спойлеров не боюсь, если что))
Ольга Ведёхина 18.01.2018 11:31 Заявить о нарушении
Тогда спойлеры по полной. Но предупреждаю. Это надо видеть, смотреть, слышать. Вот классный вывод моего друга Олега Воробьева. Совершенно с ним согласна: "Ты меня заинтересовала, я заценил - и да, прекрасный фильм! Лантимос и Бакатакис замечательные мастера. Нужно обладать немалой художественной смелостью для того, чтобы попытаться передать на языке современного кино не букву, а дух античной трагедии со всей ее условностью и аскетичностью выразительных средств.
Буква как раз отсутствует, шаблонная речь персонажей совсем не похожа на слог Софокла и Еврипида. Но вспомним о том, что античные актеры выступали исключительно в масках - здесь мы видим лица, зато замаскирована речь. Таким образом соблюден баланс условности. Подчеркнуто минималистические, но изобретательно снятые интерьеры тоже очень в тему.
Фильм английский, но трагедия древнегреческая - Еврипид не Шекспир. Герои античной трагедии - это персонажи мифа, они не могут быть похожи на людей с улицы. Здесь тоже требуется определенная отстраненность. И типажи, созданные актерами (Фарелл и Кидман это понятно, но как режиссер добился столь крутой работы от юных дарований - загадка), соответствуют этому требованию. Поэтому они такие странные. Некоторые кадры вообще напоминают шедевры античной пластики, оператор знает свое дело.
Сюжеты эллинских трагедий всегда следовали мифу, а значит, были заранее известны зрителю. Более того, герои трагедии, как правило, тоже знали свою судьбу наперед - им ее возвещали оракулы, посланцы богов или хор (в фильме хор присутствует как реминисценция). Изменить эту судьбу было решительно невозможно, тогдашнее мировоззрение определял жесткий фатализм. Вся интрига для зрителей трагедии заключалась в том, как герои будут себя вести перед лицом неизбежности. Как они пройдут свой предначертанный путь.
Античную трагедию можно назвать беспощадной, однако нельзя назвать мрачной. Современниками Еврипида она не воспринималась как таковая. А сейчас? Что останется от современного человека, если у него забрать телефон и плеер? Этот вопрос режиссер задает зрителям.
Лантимос не адаптирует античность к современности - это делают многие. Он их сталкивает. И высекает искру настоящего искусства.
И вот если все-таки смотреть не будешь, то сюжет таков:
Отец (Стивен - Колин Фаррелл) кардиохирург делал операцию на сердце отцу 16-летнего Мартина и "убил" его. Чувство вины заставляет его встречаться с мальчиком, делать ему подарки, познакомить его с семьей (жена и двое детей), а потом сделать ответный визит Мартину и его матери. Та пытается с врачом флиртовать, но Стивен отказывается. мартин приходит к нему на работу и открытым текстом обвиняет его сначала в смерти отца, а потом предлагает Стивену сойтись с его матерью. Когда врач отказывается, у его детей отнимаются ноги и они перестают принимать пищу. Последняя стадия болезни - кровотечение из глаз. Мартин приходит проведать детей в больницу и объясняет их отцу, что это возмездие. За убийство пациента он должен принести в жертву и убить кого-то из своих близких: детей и жену. Вот тут и начинается жесть, но пересказать это трудно. Девочка уже влюблена в Мартина, подчиняется ему, но мать отбирает телефон, чтобы они не общались, а потом идет к Мартину и прямо интересуется: с какой стати должна страдать она и дети, если накосячил муж? Потом предлагает мужу убить кого-то из детей, типа мы еще других родим. Дети тоже просекают, что отец должен кого-то из них убить, и начинают пытаться отца "задобрить". Причем дочка после неудачной попытки сбежать с Мартином уползает из дома в ночь, а когда отец ее находит, начинает ему говорить, как она всех любит. Страх смерти - страшная штука. В конце концов Стивен рассаживает всех троих в гостиной, берет ружье и с закрытыми глазами застреливает сына.
Как-то так.
Юлия Ви Комарова 18.01.2018 14:06 Заявить о нарушении
"Некоторые кадры вообще напоминают шедевры античной пластики, оператор знает свое дело."
- такое я люблю, да) Но...
"Вся интрига для зрителей трагедии заключалась в том, как герои будут себя вести перед лицом неизбежности."
- Возможно, именно это и отталкивает меня от этой темы. Мы в жизни никогда не знаем, что нас ожидает, неизбежность возникает только у тяжелых больных - и то многие надеются на выздоровление... Это допущение - "как будто у нас неизбежность" - и отстраняет меня от этой темы, видимо... Потому что таким образом я не могу сопереживать героям: их ситуация нереальна. И какой выбор будет делать хирург, мне не столь интересно - раз условия задачи искусственны... В нашей жизни столько нюансов, миллионы оттенков и вариаций, всё текуче и зыбко. А тут, получается, рамки жёсткие, хотя кто эти рамки такой жёсткости нарисовал, вообще неясно.
Но я понимаю, что когда смотришь фильм, хорошо сделанный, ты погружаешься во всё это, вовлекаешься, а если режиссёр классный - то и погружаешься очень глубоко...
Ольга Ведёхина 18.01.2018 15:03 Заявить о нарушении
Если говорить о себе, то для меня фильм о том, что внутри человек не изменился с античных времен - увы. Вся шелуха цивилизации спадает, когда ты сталкиваешься с неизбежным. Мысль не новая, но отрезвляющая очень.
Юлия Ви Комарова 18.01.2018 20:24 Заявить о нарушении
Ольга Ведёхина 18.01.2018 22:00 Заявить о нарушении
Юлия Ви Комарова 18.01.2018 23:58 Заявить о нарушении
Сорри за влаз )))
Вячеслав Карижинский 20.01.2018 02:35 Заявить о нарушении
Юлия Ви Комарова 21.01.2018 17:10 Заявить о нарушении
(Вопрос на засыпку: как давно в Рязани хлеб пекут с глазами?)
))))
Вячеслав Карижинский 21.01.2018 20:19 Заявить о нарушении