Про осень

Ливней дождалась, выжидая дождей.
Распустила грязь по опавшей воде.
Жухлая листва,
Квёлая трава...
Всё мало
Для конца и начала.
Ветер голосил из последних сил,
Звал на подмогу грусть и тревогу
В дорогу
К новому порогу.
Крал беспардонно надежды...
Рвал одежды... невежда.
А ОНА королевой на троне...
Такая себя не уронит.
И даже в оборванных тряпках -
Сатрапка.

Холодом снегов вслед её шагов
Белая кума поспешала сама, ...
Инея хрусталь,
Вымерзшая даль...
Всё ж, мало,
Чтоб согнать с пьедестала.
Укрывался сон крошками позём,
Силилась вьюга править испугом,
Округу
Сдавая недугу.
Высь пеленала печалью
За далью... каналья.
А ОНА и задворками смело
В изгнание шла королевой.
Ей даже край леса бескронный -
Короной.


16.01.2018

Краткий анализ стихотворения
Заголовок. Авторского заголовка нет; текст датирован («16.01.2018»). По содержанию можно условно назвать «Королева в изгнании» или «Стойкость».
Тема. Противостояние лирической героини суровым обстоятельствам (стихии, холоду, утрате). Образ женщины, сохраняющей достоинство и внутреннюю силу несмотря на внешние разрушения и давление.
Основная мысль. Истинная сила и царственность — не во внешних атрибутах, а в стойкости духа: даже в разорении и изгнании героиня остаётся «королевой».
Стиль речи. Художественный, поэтический. Насыщен образностью, метафорикой, эмоциональностью.
Тип речи. Лирическое повествование с элементами описания (картины природы) и рассуждения (внутренний монолог/позиция героини).
Композиция:
Вступление (1;й абзац): картина осени, ливня, увядания; намек на противостояние.
Развитие (2;й абзац): усиление стихии (ветер, холод, вьюга), давление извне.
Кульминация и развязка (финальные строки): утверждение внутренней победы героини — она «в изгнание шла королевой», а «край леса бескронный — Короной».
Средства связи предложений:
лексические повторы («королевой», «мало»);
местоимения («ОНА», «её»);
синтаксический параллелизм («А ОНА…», «Ей даже…»);
анафора и рефрен («Всё мало…», «Всё ж, мало…»).
Средства выразительности:
метафоры: «ветер голосил», «крал надежды», «высь пеленала печалью»;
эпитеты: «жухлая листва», «квёлая трава», «вымерзшая даль», «оборванные тряпки»;
олицетворения: ветер «звал на подмогу», вьюга «силилась править», «белая кума поспешала»;
антитеза: разрушение извне vs. внутренняя стойкость героини;
символы: королева/трон/корона — достоинство; снег, лёд, вьюга — враждебные обстоятельства;
архаизмы/просторечия: «невежда», «сатрапка», «каналья» — придают речи экспрессию и народность;
инверсия: «Ливней дождалась», «Распустила грязь…», «Укрывался сон…».
Ритмика и звучание. Свободный ритм, неравномерные строки, перебои интонации — создают ощущение стихийности, напора и одновременно упорства. Аллитерации на «р», «с», «ш» передают шум ветра, хруст льда, шелест листвы.
Вывод. Стихотворение строится на контрасте внешней разрухи и внутренней непокорённости. Природа олицетворена как враждебная сила, но героиня преодолевает её не борьбой, а сохранением собственного достоинства. Финал утверждает: истинная «королевственность» не зависит от обстоятельств — она внутри.


Рецензии
В древней, но не ветхой Греции
Муз было девять, а не десять или восемь.
Когда опять приходит Болдинская осень,
Поэт с собесом в ребре встает в романтическую позу
И недовес любви ощущает как смертельную угрозу.

Емельянов-Философов   13.06.2025 21:22     Заявить о нарушении