***

Свекровь моя, баба Галя, была наиукраиннейшей украинкой. Родом с хутора на границе Полтавской, Харьковской и Днепропетровской областей. Из крепкой куркульской семьи. И сама - крепкая, статная, натуральная блондинка с синими глазами в пол-лица. Откуда у неё и пегенького свёкра взялся чернобровый-кареглазый носатый сын-брюнет - для всех оставалось загадкой. Свёкор подозревал, что привезен наследник был с курортов, с Кавказов, но об этом - не сейчас.
  В общем, одного свекровинового деда расстреляли петлюровцы, другого - красные, как и полагается во время гражданской войны. Но семья не пропала: работали, пели песни, хлопотали, чтоб всё, как у людей. И голодовки пережили без семейных потерь : тяжко было, но выручали тыква, свекла, репа..
  Перед войной свекровь поступила в аграрный техникум, а закончила учебу, когда уже наши пришли. Синтетического каучука в те годы было мало, поэтому студентов учили выращивать кок-сагыз. И в дипломе у свекрови написано: "Агроном-каучуковод".
   А теперь прикиньте, посылают в 1946-ом году нашу выпускницу на Западную, куда-то под Мостыську, выращивать кок-сазыз и организовывать колхозы. Представили?
  Ну, девушка Галя была правильная. На квартиру к местным вуйкам устроилась, сразу - постирушку с дороги, мыться, стряпать. Хозяева смотрят с удивлением и недовольно: То пани агрономка сама пэрэ? Цо то за пани? Хиба то паньська справа?? Най пани нам заплатыть, будэмо йий праты!! -- Галя наша, естественно, руки в боки, - ТЮ, - говорит, - А в мэнэ шо, рукы з жопы вырослы?? Чого б цэ я вам платыла, я - хазяйська дытына!
  В общем, в тот же вечер недовольные хозяева сдали Галю бандеровцам.
  Хорошо, свёкор в ту пору дослуживал срочную, командовал отрядом. Свекровь у бандеровцев отбил (потом, правда, говорил, что очень об этом жалел).
  Может, здоровая куркульская кровь, может, память о голодовках - но дом у свекрови всегда был - полная чаша. Жили они над речкой. Гусей и уток было - несчитано. В сарайке - кролики в норах, в клетках они болели, а в норах нет. Сколько кролей - никто не знал. Они были, как живой холодильник. Нужно мясо - свёкор забивает кроля. В хлевушке - кабанчик. Его кололи перед Новым годом. Чтобы на Рождество, как у людей, были колбасы, холодец, рулет и свижына.  В козлятнике - коза с козлёнком. После нашей со свекровиным сыном свадьбы всех коз звали Ольками.
  Ну и сад-огород. Чего там только не было!! Руководила этим хозяйством свекровь, а лямку тянул свёкор. Как и положено.
  С соседями свекровь жила мирно. Её уважали: хозяйка! Иногда свекровь выражала недовольство какой-нибудь соседкой: "Та вона щита, шо вона - найкрасывиша и найлуччя хазяйка!" - это обвинение было ужасным, ибо по умолчанию найкрасывиша и найлуччя хазяйка была сама баба Галя.
  А какие варила вареники! Я никогда ни у кого таких вареников не ела. Пушистые, надутые, тесто мягкое и воздушное, тает во рту, а начинка - песня! И хоть готовлю точно по её рецепту - такие вареники у меня не получаются. Да, вкусные, да, надутые, как поросятки, - но не такие.
  Приезжали мы нечасто, но когда приезжали, малой ещё перед двором начинал голосить: "Бабушка Галя-а-а-а-а! Бабушка-а-а-а! А вареники ты сварила?? Ну такие пельменчики с вишнями, мне другая бабушка такие не вариииит!!"
  Свекровь таяла от умиления, - Зайчыку мий! Котыку! И варэнычкив, и галушэчок, и голубчыкив, и макоржэныкив, абы ж вы з папком тикы йилы!!!!
   Пока Санёк уминал бабушкины вареники, эта иезуитка выпытывала у него все семейные тайны. И малой за вареники нас с отцом сдавал)).
   И первые уроки семейной жизни, лавирования между рифами, преподала мне именно свекровь.
   Мы тогда первый раз приехали. Суп вызвался подменить свёкра и вечером сам готовил и кормил кабана. Я не вмешивалась. И вот как-то пошёл к друзьям детства на мальчишник да припозднился. Кабан в хлевушке сердится, орёт голодный. Ну, решила я животное покормить. - Где, спрашиваю, ведро, что ему готовить? - А свекровь мне, - Нэ лизь туды. Раз погодуеш, воно твоэ до кинця отпуска будэ. Нэ здохне кабан!
  Ну и ладно. Суп пришёл поздно, а свекровь ему, - Сыночка, ты б кабана покормыв! Ольга й хотила, но воно ж - интилигэнция, ничого нэ понима, щэ скотыну нам отравэ! - в общем, разрулила))
   Вообще, ходить надо было за бабой Галей с ручкой и блокнотом. Записывать россыпи фольклора. Вот, к примеру:
   Родычи - через дорогу навпрысядкы!
   Була в собакы хата. Дощ пишов - вона згорила.
   Килына пырогы пекла - уси ворота в тисти.
   Та то така: нэ з однои пэчи хлиб йила!
   Пышаеться, як сука в слывах!
   Отака у мухы срака, хоч манэнька, так своя!
Всего не упомнишь...
   В общем, как-то так.


Рецензии