Слышу...
В шёпоте трав, в стрекотне неуёмной цикад.
В бездне души просыпается тло уроженское...
Солнце лучами шуршит уходя на закат.
Вправлено завтра заранее в пяльцы для вечности -
Вышьет реальность узор неизменных утрат.
А параллель неосознанного в бесконечности
Тени проложит вдоль смыслов до значимых врат.
Тот ли глупец, что наполнить суму не старается,
Или же тот, что по жизни идёт без сумы?
Слушать ли... слышать... какая для глупого разница?
Мудростью сердца не все обладают умы.
Кто же умён? Уж не славою ли отгороженный
От простоты бытования прочих людей?
Может быть, тот, что тропой пробирался нехоженой
Тайно, минуя непрошеных в пару гостей?
Петь да плясать, горевать да рыдать, падать, вспархивать...
Всё суета соскребёт под седины виска.
Может быть, даже, важней до владычества прахова
Не разучиться счастливым быть, слыша сверчка.
15.01.2018
Краткий анализ стихотворения
Тема: философское осмысление бытия, мудрости и счастья; поиск смысла жизни сквозь призму природных образов и внутренних переживаний.
Основная мысль: подлинная мудрость и счастье — не в славе, материальных благах или общепринятых достижениях, а в способности слышать мир, сохранять внутреннюю свободу и умение радоваться простому (например, «слыша сверчка»).
Композиция:
Вступление (1;я строфа) — ощущение присутствия высшей мудрости в природе.
Развитие (2–4;я строфы) — размышления о разных типах человеческого пути, об утратах и выборе.
Кульминация (5;я строфа) — перечисление жизненных противоречий («петь… горевать… падать, вспархивать»).
Заключение (последняя строка) — итог: главное — не утратить способность быть счастливым.
Тип речи: рассуждение с элементами описания (природные образы) и повествования (перечисление действий).
Стиль: художественный, с ярко выраженной философской и символической нагрузкой; черты лирико;медитативной поэзии.
Средства связи предложений:
лексические повторы («слышу», «мудрость», «сума»);
синтаксический параллелизм (вопросы в 3–4;й строфах);
анафора («Может быть…»);
местоимения и синонимы для связности образов.
Средства выразительности:
метафоры: «вправлено завтра в пяльцы для вечности», «вышьет реальность узор неизменных утрат», «параллель неосознанного в бесконечности»;
олицетворения: «солнце лучами шуршит», «в бездне души просыпается тло»;
эпитеты: «неуёмная цикада», «нехоженая тропа»;
риторические вопросы: «Тот ли глупец…?», «Кто же умён?»;
антитезы: «слушать ли… слышать…», «наполнить суму» — «идти без сумы»;
символика: «пяльцы для вечности», «врата», «сума» как образ житейских забот;
архаизмы/высокая лексика: «тло уроженское», «владычество прахова» (усиливают философский тон).
Итоговая оценка:
Стихотворение отличается глубокой рефлексивностью и образной насыщенностью. Через переплетение природных мотивов и экзистенциальных вопросов автор выстраивает диалог с вечностью, подчёркивая ценность внутреннего слуха и простоты бытия. Синтаксическая сложность и богатая метафоричность создают эффект медитативного размышления, приглашая читателя к со;размышлению.
Свидетельство о публикации №118011512399