15 января - день рождения Осипа Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам
(имя при рождении — Иосиф)

родился – 3 (15) января 1891
умер    – 27 декабря 1938 (47 лет)

2018 г. – 127 лет со дня рождения

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< не во всём понятный, тяжёлый (для меня) поэт, но читая некоторые его стихи,
                испытываю восторг,.. и улыбаюсь.
                Давайте, посмотрим хотя-бы первые строки:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желёз.


Жил Александр Герцович,
Еврейский музыкант,-
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                <<< … вас тоже посетили знакомые мне чувства? не правда ли – здорово?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< а в "Строфах века" (Антология русской  поэзии /Составитель Евг. Евтушенко/),
                Ему отведены страницы 210–216 (ссылка – в конце)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< в Википедии много биографии, а ещё и о других видов творчества, я же – толь-
                ко о поэзии.  Смотрим:

Осип Эмильевич Мандельштам (имя при рождении – Иосиф;  3 [15] января 1891, Варшава – 27 дека-
бря 1938, Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке) – русский поэт, прозаик
и переводчик, эссеист, критик, литературовед.  Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Поэтика Мандельштама:
Периодизация творчества.
Л. Гинзбург (в книге «О лирике») предложила различать три периода творчества поэта. Эту точку зре-
ния разделяет большинство мандельштамоведов (в частности, М. Л. Гаспаров):

1. Период «Камня» – сочетание «суровости Тютчева» с «ребячеством  Верлена». «Суровость Тютчева»
– это  серьёзность  и  глубина поэтических тем; «ребячество Верлена»  – это лёгкость и непосредствен-
ность их подачи. Слово – это камень. Поэт – архитектор, строитель.

2. Период «Тристий»,  до конца  1920-х годов – поэтика ассоциаций. Слово – это плоть, душа, оно сво-
бодно выбирает своё предметное значение. Другой лик этой поэтики – фрагментарность  и  парадокса-
льность.
Мандельштам писал позже:  «Любое  слово является пучком, смысл из него торчит  в разные стороны,
а не устремляется  в одну официальную точку».  Иногда по ходу написания стихотворения  поэт  ради-
кально менял исходную концепцию, иногда попросту  отбрасывал  начальные строфы,  служащие клю-
чом к содержанию,  так  что  окончательный  текст  оказывался сложной для восприятия конструкцией.
Такой способ письма, выпускающий объяснения и преамбулы, был связан с самим процессом создания
стихотворения, содержание  и окончательная форма которого  не  были автору «предзаданы». (См., на-
пример, попытку реконструкции написания «Грифельной оды» у М. Л. Гаспарова).

3. Период тридцатых годов XX века — культ творческого порыва и культ метафорическогошифра. «Я
один пишу с голоса», — говорил о себе Мандельштам. Сначала  к  нему  «приходил»  метр («движение
губ», проборматыванье),  и  уже из общего метрического   корня  вырастали  «двойчатками», «тройчат-
ками»  стихи.   Так  создавались зрелым Мандельштамом многие стихи.

Замечательный пример этой манеры письма: его амфибрахии ноября  1933 года   («Квартира тиха, как
бумага», «У нашей святой  молодёжи»,   «Татары,   узбеки   и  ненцы», «Люблю появление  ткани», «О
бабочка,  о  мусульманка»,  «Когда,  уничтожив набросок», «И клёна зубчатая лапа», «Скажи мне, чер-
тёжник  пустыни»,  «В игольчатых чумных бокалах»,  «И я выхожу из пространства»).

Н. Струве предлагает выделить не три, а шесть периодов:
1. Запоздалый символист: 1908—1911
2. Воинствующий акмеист: 1912—1915
3. Акмеист глубинный: 1916—1921
4. На распутье: 1922—1925
5. На возврате дыхания: 1930—1934
6. Воронежские тетради: 1935—1937
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                <<< чуть–чуть «отсебятины» – читая стихи из Антологии – достал прочитан ную
                в прошлом году книгу со стихами Мандельштама, отметил – что всё это уже      
                было там, хотя многое мной вновь прочитано будто впервой. Но «на второй
                раз прочитав» – выделил для себя следующие стихи:

–  «За гремучую доблесть грядущих веков…»
……
–  «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!..»
……
–  «Мы живем, под собою не чуя страны…»               
                <<< особенно нравится начало…
……
–  «Это какая улица?..»
…….
–  КАМА
                <<< только это цикл, состоящий из трёх стихов. Так вот
                мне больше понравились как раз те, что Евтушенко
                не включил в свою Антологию.
…….
–  «Лишив меня морей, разбега и разлета…»
                <<< а это – можно сказать – понравилось больше всего
               
                <<< на этом заканчиваю…   Но есть вопрос,  который «образовался» в процессе
                написания этой заметки:  Евтушенко в «Антологии» обозначал дату смерти
                Мандельштама  – 12 декабря 1938 года,  а в Википедии пишут – 27 декабря.
                Немного стыдно, что не подготовил заметку к дню Памяти поэта, но теперь
                есть время попытаться разобраться в обнаруженном несоответствии.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
ссылки:
1)_заметка из антологии Евг. Евтушенко "Строфы века" –  http://www.stihi.ru/2018/07/31/1155
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'


Рецензии