Единственный вопрос

Единственный (главный) вопрос

                ...Никогда и никто не сумел их выразить,
                но именно они с сотворения мира таятся
                почти во всех стихах и поэмах...
                К.Г. Честертон, Двенадцать человек.


И ещё раз спросить да позволено будет:
Отъединённый от мира всего на самый дальний его неведомый край,
Как если был бы где-нибудь в глубоких снегах вне образов и видений, –
(В каких же, скажите, он мог оказаться снегах или где угодно?) он,
Продолжающий оставаться внутри ситуаций, пространств и времени,
Но всё же изъятый, словно помеченный болью,
Приходящей из ниоткуда, рвущей сердце тоской
И оставляющей его целым, стоящим и бьющимся перед ней и в ней,
Необъяснимой тоске, кажущейся огромной, как это небо
И простое, бедное, подобно мёрзлой земле, одиночество, –
Где, – можно ли это спросить? – оказался он,
В каких же бережных, терпеливых ладонях?
Что за оранжерея теперь
Лелеет в нём необыкновенные эти цветы
Воплей и слёз, прозревающего сознания,
Молчания, ужаса и опять слёз, а потом наконец
Произнесения без всяких изъятий
Главного своего вопроса:
Господи, отчего так?
Ведь подлинна эта боль, как подлинно одиночество,
Проницающее всякую вещь, какой бы он теперь ни коснулся.
Но также подлинна жажда, остающаяся неутолимой.
Ты ли вложил в него эту жажду, Ты ли дал ему массу свойств,
Способностей, – малых, великих, ищущих же, однако,
Произнести своё огромное в скромной подлинности
Первое или последнее слово,
И не имеющих к тому ни сил, ни смелости, ни пространства, –
Как ему быть со всем этим странным богатством,
Которое невозможно
Ни отдать, ни насытиться им, ни купить на него кусок хлеба?
И остаётся жажда. Чего же тогда
Он, обожжённый вспорхнувшей болью,
Объятый домиком сжатых бровей в напряжённо глядящем взгляде
(Куда, скажите, он может глядеть теперь
Если стекло так темно и на улице поздний вечер?),
И опять скажу: чего же именно
Он так напряжённо ждёт или жаждет,
Кого призывает в свидетели
Своей честной единственной боли?
И как – ещё одно – пережить ему тот глубокий вздох
Облегченья ли, постиженья себя
Или наконец открытия
Тех доселе не бывших пространств, в которых и говорится
То прекрасное слово, какое не мог, не могли сказать
Все его свойства и чувства?
Боль, напряжение, жизнь отступает,
Как прибой отступает
И закат на запад уносят мирные тихие волны,
А он изумлённо кричит ей вслед:
Нет, постой, не уходи, это ведь не ответ,
А просто пауза, отдых...
Она вернётся.
И снова будет тот же вопрос:
Если всё это живо и нет никого, кому бы было то нужно...
То кому же именно тот неведомый
Маленький или большой человек,
Подобный тихо лежащей ветке,
В траве иди среди светлых глубин кустарников,
Невидимой никому, –
Кому же именно он говорит теперь?

И пусть будет ответом молчание, –
О, сколь разным оно может быть!
Звенящим подобно руке,
На которой висит над пропастью человек.
Простым и единственным, как заходящее солнце.
Огромным, пустынным, как темнота
Облачной ночи...
Единственный главный вопрос,
Он останется без ответа.
Ведь он ещё жив.

Февраль 2016.


Рецензии
так.. потому что молчание не равно Слову
потому что слово мельче молчания
потому что снег - человек, научившийся быть снегом
потому что тьма - человек, научившийся быть тьмой

Аддис Абеба   23.01.2018 18:31     Заявить о нарушении
а ещё у сщмч. Игнатия Богоносца: кто научился слышать слово Христово, может оказаться способным слышать и молчание Его )
благодарю Вас за внимание и отзыв )

Игумен Паисий Савосин   23.01.2018 21:23   Заявить о нарушении
И сказал Булла: Слышащий молчание Его – слышит только себя (в Нём)

Как-то давным-давно из-под пера вырвались пафосные строки (прилог, да и только) – все к Богу, а я от Бога…
Нужен ли Ему наш бесконечный Плач и вечные молитвы о спасении, о собственном ничтожестве и греховности, т.е. обращение нашего (созданных по образу и подобию) свободного взгляда и прикипание его к нижней точке нашей сущности?
Человек ищет в себе Неба, в дне настоящем всякий верующий – апостол,
поэтому и Молитва его к Нему (мне так слышится): не осуди помышления мои, но дай возрасти в Твоем даре и успокоиться в Твоем совершенстве.

У меня есть Ваша почта, я Вам напишу.. есть вопрос

Аддис Абеба   24.01.2018 09:28   Заявить о нарушении
Не знаю, кто такой Булла )
но всё ж я б не стал это слышание сводить к соллипсизму )
мы всё ж слышим молчание Его )
Да, всё так, мы - христиане, а не грехиане, а потому наш взгляд - ко Христу
но... понимаете, какая вещь... ведь если мы верно смотрим ко Христу, мы не можем не видеть своих грехов, своей падшести, поскольку она нам Его застит
если же кто её не видит (а и величайшие видели - и Предтеча отрицался Его крестить, и даже Пресвятая Богородица, как описывает ев. Лука в Деяниях, ставила себя на место где-то ближе к концу, - что уж говорить о прочих?) - так вот, кто не видит падшести своей, застящей ему Бога...
тот, скорее всего, как-то не так или не туда (как раз-таки на себя великого, а точнее, на иллюзию себя, обещанную ему соблазнителем в раю: будете как боги...)
такая вот вещь
да, мы должны быть христоцентричны, да и апостол говорил: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, это воля Божия о нас...
но мы не можем не встретиться с сопротивлением нашей падшести, в борьбе с ней - наше самоопределение, реализация нашей свободы, нашего свободного выбора Бога
вот сколько слов написал ))

Игумен Паисий Савосин   24.01.2018 09:44   Заявить о нарушении