Феномен Поэзии

ФЕНОМЕН ПОЭЗИИ
Автор: Виктор Хадсон ©2018
Системный анализ феномена поэзии.
См. эссе автора "Рождение поэзии".
Иллюстрация: Данте и Вергилий в раю,
художник Гюстав Доре.
-------------------------------------------------
Поэзия - др.греч. 'poiesis' - делать/изготавливать.
Поэзия – высшая форма существования языка.
– Иосиф Бродский
-------------------------------------------------
1. Определения.
2. Общие сведения.
3. Парадокс и архетип поэзии.
4. А.С. Пушкин о творчестве.
5. Как быть, если ты не Пушкин?
6. Как автор статьи сочиняет стихи.
7. Как автор статьи делает переводы.
8. Всё наоборот.
9. Заключение.
10. Дополнение. Некоторые принципы.
------------------------------------------------

1. Определения.

• Поэзия – устное или письменое выражение мыслей и чувств посредством упорядочивания слов, обычно с использованием разнообразных комбинаций ритма, размера и рифмы.
• Поэзию принято считать творчеством и искусством.
• Творчество – создание чего-то нового.
• Искусство – создание чего-то привлекательного в процессе творчества. Если элемент творчества отсутствует, то это уже не искусство, а ремесло, хотя некоторые профессии, требующие исключительных способностей, знаний и опыта, ассоциируются с искусством.
• Поэма – поэтический текст, имеющий начало, середину и конец в соответствии с замыслом его создателя.
• Поэт: сочинитель поэтических произведений – индивидуально или в составе группы.
• Размер/метр: организация речи в строки – последовательные отрезки речи с определённым ритмом и длиной.
• Рифма – сходные окончания слов в конце поэтических строк.
• Поэтический талант – способность поэта создавать поэтические произведения, могущие привлекать массовую аудиторию на протяжении значительного отрезка времени.
• Поэтический гений – личность и способность этой личности создавать поэтические произведения, привлекающие глобальную массовую аудиторию в течение непредсказуемо долгого времени, возможно вечно.

2. Общие сведения.

Разграничение речи на поэзию и прозу впервые предложил Аристотель. Соответствующие древнеримские термины – versa oratio и prosa oratio.
° versus – 1. поворачивать, 2. мысленно поворачивать в голове – т.е. обдумывать.
   versa oratio – буквально 'закрученая речь', т.е. изощренная речь, в данном случае – поэзия.
В русском языке есть слово 'версия'.
° prosa oratio – буквально 'прямая речь', т.е 'простая речь' (без поэтических приёмов, деликатности, изощренности и красоты). В русском языке есть слова 'проза' и 'прозаический'.

Первоначально, поэзия была неразрывно связана с музыкой. Сама метрика (поэтический размер) поэзии произошла из музыки. Только в 14 веке поэзия была окончательно признана самостоятельным искусством. Древнейшие известные поэмы найдены в шумерских клинописных текстах третьего тысячелетия до н.э., а самые поздние - на стихире)))). Автор насчитал около тридцати известных поэтических жанров – начиная с эпической поэзии и кончая частушками. В поэзии часто используются т.н. поэтические приёмы, например, аллитерация, метафора и гипербола. Различные источники насчитали от 160 до 240 поэтических приемов. Эссе не будет утомлять читателей дальнейшим пересказом известных фактов, тем более, что эту информацию легко найти в сети.

3. Парадокс и архетип поэзии.

Парадокс поэзии заключается в гармоническом сочетании присущих ей (на первый взгляд прямо противоположных) свойств уникальности и универсальности. Поэтические произведения уникальны, т.к. в природе не существует двух абсолютно одинаковых поэтов. Универсальность поэзии заключается в том, что все без исключения поэты принадлежат, если так можно выразиться, к роду человеческому, а также в том, что на земном шаре нет почти ни одного человека, который хотя бы раз не сочинил стих. Отчего это так?

Во-первых, стихосложение является самым легким и доступным в мире видом творчества, поскольку не требует ничего кроме нормальных умственых способностей, памяти и желания сочинять. Например, поэт может сочинить (а его аудитория - достаточно легко запомнить) среднего размера стих, не прибегая к помощи карандаша и бумаги.

Во-вторых, желание и способность творить являются, по всей видимости, натуральным уникальным свойством человечества, без которого люди недалеко ушли бы от обезьян.

В третьих, ещё одним фундаментальным свойством человека является речь и, следовательно, поэзия, как специфическая форма разговорной речи. Возможно, именно поэзия была первой примитивной формой речи (см. статью автора "Рождение поэзии"), так что неудивительно, что практически все люди обладают врожденной поэтической наклонностью. Т.о., в соответствии с положениями теории психоанализа Карла Юнга, можно утверждать, что существует АРХЕТИП ПОЭЗИИ.

   В дополнение к вышесказанному: уникальность поэзии заключается также в её универсальности. В свою очередь, поэзия универсальна еще и потому, что обладает уникальным свойством артистически отображать практически любую грань человеческой деятельности и окружающего мира.

4. А.С. Пушкин о творчестве.

Трудно лучше Пушкина описать поэтическое творчество. В его поэзии всё понятно, без фальши, без претензий, без лишних слов и не относящихся к делу мыслей, есть сюжет, есть начало, середина и конец, стихотворный размер на месте, рифма присутствует, поэт не боится называть себя поэтом, а своё творчество - поэзией. Но пора предоставить слово самому поэту:

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

5. Как быть, если ты не Пушкин?

Иногда хочется написать произведение по-настоящему высокого уровня. В самом деле, почему бы и нет?! В конце концов, нет закона, запрещающего писать хорошие стихи. Ниже, автор этой статьи делится своими соображениями.

Соображение 1.

 Для начала, стоит ознакомиться с детальным жизнеописанием детских и юношеских лет Пушкина, когда он сформировался как поэт. Например, Пушкин начал писать стихи на русском языке в лицее, а до этого сочинял стихи только на французском. Или, что у Пушкина есть стихотворение о няне, но нет ни одного об отце и матери. Если в биографии отсутствуют существеные детали, значит её чтение – пустая трата времени.
  В лицее обучали "изящной словесности", причём учителями были известные поэты. И надо сказать, что все без исключения выпускники Лицея владели изящным слогом. Лицеисты должны были каждую неделю писать стихи на французском языке. Такое глубокое изучение французской (и не только французской) поэзии не могло не сказаться на поэтической манере Пушкина. Молчать об этом – значит проявлять интеллектуальную нечестность. К тому же, Пушкин не нуждается в "лжи посредством умолчания". Наверно, если бы он узнал, кто занимается такими вещами, то вызвал бы обидчика на дуэль (кстати, французский обычай).
    К чему все это говорится? Да к тому, что не только талант, но и семья, и дворянское происхождение, и превосходное классическое образование, и даже сама эпоха способствовали появлению всемирно известного поэта.

Соображение 2.

Не все знаменитые поэты родились с серебряной ложкой во рту и не все они учились в Лицее. Что, помимо таланта, побуждало их сочинять стихи? Кроме обычных стимулов, таких как необходимость зарабатывать на жизнь или тщеславие, были и более возвышенные. Ниже приводится несколько таких причин:
• самопознание и мировоззрение - каждый человек стремится познать себя и окружающий мир. Стихи помогают сформулировать ответ.
• естественное желание поделиться с отдельными личностями и с обществом своими мыслями и чувствами – с надеждой на взаимность: "к нему не зарастет народная тропа".
• стремление оставить после себя духовное наследие: "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт..." и т.д.
• желание изменить окружающий мир: "...что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал".
• любовь и другие личные обстоятельства.
• война.

Соображение 3.

Вероятно, наилучшим путем к усовершенствованию является чтение и самостоятельный анализ произведений выдающихся поэтов – по крайней мере, так считает автор этого эссе. Неплохо также ознакомиться с разного рода критикой и отзывами читателей.

 Что, помимо таланта, делает поэтов "выдающимися"?

• неординарное владение языком: большой словарный запас, исключительная лёгкость речи (стихи не "корявые").
• абсолютное чувство поэтического ритма, которое можно сравнить с абсолютным музыкальным слухом.
• духовность - как воздух: ее не видно, но без нее поэзия мертва.
• широкий кругозор - поэт интересуется не только поэзией.
• искренность - поэт не кривит душой перед собой и читателями.
• чувства/эмоции – поэт эмоционален и чувствует эмоции других.
• смелость – трудно сказать: не все выдающиеся поэты писали всё, что думали. Пушкин и Лермонтов писали и оба плохо кончили. Однако, если бы Лермонтов не сочинил "На смерть поэта", может быть он не получил такую известность.
• философия - глубокое понимание природы, общества и личности.
• острота восприятия - мысленный взор поэта подмечает малейшие детали и нюансы, и в то же время видит то, что вдали.
• оригинальный взгляд на мир - так хороший фотограф видит необычное в обычном.
• ориентировка в пространстве и времени: будущее или прошлое, край вселенной или вагон метро – поэту все по плечу. Данте, например, спустился в ад и написал об этом поэму.
• трудолюбие - выдающиеся поэты серьёзно относились к стихосложению.

Соображение 4.

Музыка - слух, изобразительные искусства - зрение, а поэзия обращается напрямую к разуму, поскольку интерпретация слов - одна из главных функций высшей нервной деятельности. Поскольку поэзия является искусством, подобно музыке и пр., она тоже обращается к эмоциям. В смысле понимания, поэзия проще музыки и живописи, что знает каждый, кто слушал симфонию Малера или стоял перед "Квадратом" Малевича. Однако, для обращения к эмоциям, поэту часто приходится прибегать к различным приемам, например, к созданию зрительного эквивалента, т.н. ОБРАЗА. В вышеприведеном стихотворении, Пушкин последовательно изображает время года, вечер, уютный интерьер квартиры, самого себя в кресле и, наконец, собственные чувства, воспоминания (в т.ч. в виде образов) и мысли.

  Итак, как, по его же словам, творил Пушкин?
Сначала, он располагается в уютной, изолированной от внешнего мира обстановке, с тем чтобы приятные физические ощущения и чувство покоя позволили ему сосредоточиться на своём внутреннем мире. В этом ему помогает чтение или долгие раздумия и, наконец, он "сладко усыплен моим воображеньем". Затем, поэт ждёт, когда пробудится желание творить: "душа стесняется лирическим волненьем". Ссылки на сон, желание и волнение свидетельствуют о подсознательной активности мозга.

   После этого, перед мысленным взором поэта проходит череда образов: "знакомцы давние, плоды мечты моей", т.е. в процесс творчества включается функция памяти. И, наконец, в действие вступает то, что делает человека "венцом творения", а именно, способность к рациональному мышлению: "и мысли в голове волнуются в отваге", т.е. идёт синтез будущей поэмы из комбинации эмоций, образов и мыслей, плюс "технические детали", такие как рифмы. Когда все готово, мозг даёт поэту сигнал: "пальцы просятся к перу" и дальше все идёт по плану: "минута, и стихи свободно потекут".

   Ну вот, теперь читателю остаётся только следовать примеру Александра Сергеевича  и сочинять собственые поэтические шедевры))). Важно отметить, что Пушкин переписывал и исправлял свои произведения – так же как мы сейчас. Можно добавить, что его произведения понятны от начала до конца, так что их не приходится решать, как кроссворды.

6. Как автор статьи сочиняет стихи.

Параграф 1. Стихотворение автора.
Чтобы показать, что у автора слова не расходятся с делом, здесь приводится авторское стихотворение, посвященное А.С. Пушкину:

ЗОЛОТОЙ ВЕК ПОЭЗИИ
Когда холодный зимний вечер
Шуршит снежинками в окне,
В тиши, с пером наедине,
Прилежно жду заветной встречи.
Быть может, муза вещих лет,
Посланница иного мира,
Вернёт утраченый секрет
Волшебных струн разбитой лиры.
Двенадцать бьют часы, безмолвно
Померкла тень златых карет,
Так гаснет летней ночью темной
Сиянья северного свет.
Прощайте, сказочные были
Просторов сумрачной Невы,
И те, кому приснились вы,
И те, кого давно забыли...
Но чу! Послушная Луне,
Летит подруга рифмы быстрой,
Скорей вина подайте мне,
Перо и лист бумаги чистой!

Параграф 2. О себе.
Автор, без всяких оговорок, считает себя поэтом, хотя никогда не учился писать стихи и не сочинял их в школе. Первый стих автор написал под влиянием серьёзной жизненной ситуации. Прошло несколько лет и автор сочинил несколько стихотворений и из любопытства поместил их на первый подходящий сайт – стихиру. Дальше все всё знают. Автор начал делать переводы и писать эссе на стихире. До этого, он написал три небольших прозаических произведения, но по различным причинам не смог разместить их в сети.
    У автора есть несколько поэтических достоинств и недостатков. Среди проблем - недостаточный словарный запас, некоторая отстраненность и сухость, поэтические способности могли бы быть несколько лучше; среди достоинств - чувство ритма, стремление к высшим поэтическим стандартам и способность различать хорошие и плохие стихи - свои и чужие.

Параграф 3.
Автор:
• сочиняет только если есть настроение и/или задумка.
• публикует стихи для того, чтобы их читали.
• не пишет длинных стихов.
• предпочитает размер и рифму.
• старается соблюдать чистоту жанра и литературность речи.

Стихотворения автора:
• имеют главную тему, логику, цель, смысл, начало, середину, конец.
• разнообразны по тематике.
• обращены к широкой аудитории.

Параграф 4.
Чего автор старается НЕ делать:
• использовать нелитературные слова и выражения.
• злоупотреблять частицами и некоторыми словами, например, "что", "который", "лишь".
• злоупотреблять символом "–", особенно при переводах.
• размещать части одного предложения в разных катренах.

7. Как автор делает переводы.

В идеале, переводчик должен родиться в двуязычной семье или с раннего возраста бывать в разных странах. К сожалению, это не относится к автору этого сайта.

Автор старается:
• переводить Шекспира так, как это сделал бы Пушкин, а Пушкина – так, как это сделал бы Шекспир.
• всегда делать полный или частичный эквиритмический перевод.
• переводить дословно.
• соблюдать стиль и содержание оригинала.
• передать индивидуальную манеру автора оригинала.

Автор делает перевод только если:
• нравится оригинал.
• способен перевести адекватно.
• оригинал небольшого размера.
• не помнит переводы других переводчиков.

8. Всё наоборот.

Свобода творчества - чудесная вещь, а потому не надо ограничивать себя традиционными канонами. Забудьте все вышесказанное. Пишите сразу как только что-то придёт в голову - потом разберетесь. Множество удачных строчек и идей было потеряно оттого, что их не записали вовремя. К тому же "свежие" строчки и мысли полнее отражают творческую индивидуальность. В качестве примера, можно привести замечательное стихотворение "Корюшка" поэтессы стихиры Аглаи Шекиной-Шенон. Всего лишь в нескольких строчках, она сумела воссоздать историю любви на фоне старой набережной и её обитателей. Чем-то это стихотворение напоминает ожившую картину Шагала.

9. Заключение.

В творчестве нет правил, так же как нет идеального подхода к оценке произведения. Поэт может быть популярен в своём столетии, а потом о нем забывают. О Шекспире почти забыли к девятнадцатому веку и если бы не Бен Джонсон, могли бы забыть навсегда. Вдобавок, хотя положительной оценкой творчества  может служить широкий интерес публики, это еще не значит, что оно действительно на том высоком уровне, который ему приписывают современники поэта.


10. Дополнение. Некоторые принципы.

Т.к. читатели продолжают читать статью, автор припомнил еще несколько стихотворных принципов, которым он (иногда))) следует:

° не забывайте, что настоящая поэзия - искусство.
° гармоническое сочетание красивой формы и глубокого содержания - идеал автора статьи.
° чувство меры во всем, например, не нужно много громких слов.
° минимальное повторение одного и того же слова в стихе.
° больше мыслей - меньше слов (это уже было кем-то сказано).
° не стоит писать "лесенкой" - это уже сделал Маяковский.
° не надо писать по одному слову в строке и т.п.
° конец - делу венец)))
° баланс - одна часть стиха не должна быть слабее другой. То же, в разумных пределах, относится к отдельным строчкам и даже словам.
° стиль - весь стих желательно писать в одном стиле, если, конечно, его автор специально не употребляет разные стили.
° избегайте поэтических штампов.
° не все в мире так уж плохо и не все стихи должны быть мрачными или ругательными.
° иногда у автора все стихи - о любви, так что невольно думается "а есть ли у него в голове что-то еще?".
° представьте себя в роли "неизвестного читателя" - что он подумает о ваших стихах?
° знайте свои сильные и слабые стороны.
° умейте вовремя остановиться.
° старайтесь не повторяться без надобности.
° не стесняйтесь пользоваться поэтическими приемами. Какая вообще может быть поэзия без поэтических приемов?...

АВТОР ЖЕЛАЕТ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


---------------- конец ----------------


Рецензии
Здравствуйте !

благодарю за познавательную "экскурсию" : повторение --- мать учения.
многие "экспонаты" очень даже узнаваемы из-за частой собственной практики в стихосложении.
Вам удалось систематизировать и преподнести на известном "блюдечке" основные постулаты Поэзии.

а далее ... каждый решает для себя, в чём его предпочтения, где он, сам автор, способен максимально проявиться "лица не общим выраженьем".

Вы правы : техминимум желателен, - даже для тех, кто действительно пишет по наитию.
успехов Вам !

с уважением ...

Гонец От Планеты Океан   21.09.2018 13:59     Заявить о нарушении
Старался изо всех сил))) Надеюсь, удалось сказать нечто существенно новое в разделе "Парадокс и архетип поэзии". Спасибо на добром слове.

Виктор Хадсон   22.09.2018 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.