О летописных заимствованиях

     Несколько слов о Новой хронологии, а именно о гипотезе Фоменко и Носовского, о том, что, якобы, история киевского периода Руси списана с московского периода.

  Так в своей книге "Русь и Орда" авторы проводят параллели между Василием II Тёмным (московский период) и князем Васильком Теребовльским (киевский период).
  Действительно есть некоторое сходство: был заговор, оба были ослеплены, похожие фразы князей. Вопрос только в том - кто у кого списал?
 
  Что касается письменных источников, то мы чаще наблюдаем картину, когда летописи вывозятся то во Владимир на Клязьме, то в Москву, то в Петербург из Киева, из Пскова, из Великого Новгорода... и никак - наоборот. Авторы Хронологии на стр.101 своей книги приводят слова князя Василька и Василия Тёмного.


   Василько: "Како мя хотят яти? Оногды целовали крест ркуще още кто на кого будет, то на того будет крест и мы вси".

   Василий II: "Си смущают нас. А яз с своею братьею в крестном целовании. То как может быти так?"


  Оппонент хронологов академик Зализняк не раз высмеивал этимологические "открытия" хронологов, и конечно, как филолог, смог бы легко доказать, что текст Василька старше текста Василия II, но будучи человеком осторожным он вряд ли стал бы это делать, поскольку его аргументы никак не объясняли бы само сходство фраз. Т.е. получилось бы всё наоборот - московский эпизод позаимствован из киевского источника.

  О Ледовом побоище можно сказать то же самое. Нет, побоище было, вопрос в другом - почему оно ЛЕДОВОЕ и кто его таким сделал?

  Скепсис понятен: сражение, ещё и с конниками, на льду Чудского озера в середине апреля... рискованно и мало вероятно. Всё-таки ни немцы и ни русские идиотами не были, к тому же в "Ливонской хронике" трупы падали на траву, т.е. сражение происходило на суше.

  Прежде чем сюжет обрастёт подробностями и деталями, как, например, в Новгородской первой летописи старшего извода, необходимо принять, как факт, само побоище на льду озера.
 
  Но кто же всех "выгнал" на лёд?
Это сделал летописец, автор "Жития Александра Невского".
 
   Судя по изложению автора, он мало что знал о деталях сражения, знал только, что всё происходило на Чудском озере -"море". Для автора важнее было подчеркнуть то, что со слов его очевидца небесная рать "в воздусе" помогала князю Александру, а не немцам: и те и другие были - христиане. Всем должно быть ясно - на чей стороне Бог!
 
   Но не сказать ничего о самом сражении тоже нельзя.
   Что делать, если нет информации? Заимствовать!
   Откуда же заимствовал битву на льду летописец? Что его вдохновило? Летописец сам, не желая того, указал на источник.


  "Князь же Александръ Ярославичь возд;въ руц; на небо и рече: "Суди, Господи, и разсуди прю мою, отъ языка велер;чива избави мя, помози ми, Господи, якоже Моис;ю на Амалика древле и прадеду моему ЯРОСЛАВУ на акаянного СВЯТОПОЛКА".
 

  Речь идёт о сражении тогда ещё новгородского князя Ярослава (Мудрого) с киевским князем Святополком (Окаянным) у Днепра на озёрах под Любечем.

   По смерти князя Владимира в Киеве сел Святополк. Новгородский князь Ярослав решил изгнать Святополка и выдвинулся с новгородцами и варягами на Киев. Но у Днепра его уже ждал соперник. Стояние у реки затянулось аж на три месяца. Глубокая осень. Начался заморозок. Воевода Святополка с издёвком кидает новгородцам, мол, чего пришли со своим хромым князем, вы же - плотники, идите нам дома строить.
 
  Рать Святополка располагалась меж двух озёр. В общем, однажды новгородцы решатся, и ночью ближе к утру переплывут Днепр и атакуют войско Святополка. Начнётся, как и в "Житии Александра Невского", "сечь зла". Новгородцы станут теснить рать Святополка к замёрзшему озеру, и вдруг лёд под ратью Святополка треснет.
В общем, ребят прижали, и бежать им было некуда, как и некуда было бежать немецким рыцарям в "Житии Александра Невского". Это только в Новгородской летописи русские вояки версты накручивают, гоняясь за немецкими рыцарями.
 
    Подмёрзшее озеро уже не переплыть на ладье, но и на коне -
 рискованно. Печенеги, союзники Святополка, стояли за одним из озёр и на помощь прийти не смогли, только наблюдали за происходящим. Святополк сбежит к ляхам, и история будет иметь продолжение. Вот собственно и всё "ледовое побоище".
 Ну что ж, позаимствовал немножко "льда" летописец, зато и связь Александра Невского с предком Ярославом Мудрым подчеркнул.

   Вопрос - а были ли заимствования наоборот, из позднего времени в ранний период? Возможно.
 
 Цитата из книги историка Дмитрия Иловайского "Начало Руси" (стр.183):

  "Под 1068 г. есть известие о сражении Святослава Ярославича Черниговского с Половцами. Видя превосходные силы неприятелей, Святослав воскликнул к дружине своей: "потягнем, уже нам нельзе камо ся дети"; ударил на Половцев, и выиграл битву. Почти то же обращение к дружине, только в распространённом виде, отнесено и к Святославу Игоревичу во время его войны в Болгарии: " уже нам не камо ся дети, и волею и неволею стати противу; да не посрамим земли Русския".

  Кто здесь у кого позаимствовал фразу - сложно сказать, только авторам новой хронологии это мало что даст: оба эпизода относятся к киевскому периоду.

  Легенда о вещем Олеге и его любимом коне.
  Никто не обращает внимание на то, что было с трупом коня. Труп сожгли; закопали, пометив место; оставили гнить на свежем воздухе, оградив территорию?
 
   Не менее странна и форма запоздалого прощания князя с любимым конём - надо непременно поставить ногу на череп "друга". Но если не обращать внимание на язычество князя, а заглянуть в библию, то "библейский эпизод" с головой коня и с укусом змеи в ногу станет явнее.



И сказал Господь Бог змею:

за то, что ты сделал это,

проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;

ты будешь ходить на чреве твоем,

и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою,

и между семенем твоим и между семенем ее;

оно будет поражать тебя В ГОЛОВУ, а ты будешь жалить его В ПЯТУ" (Быт. 3:14-15).



  Баллада о язычнике Олеге оказывается с библейским подтекстом. Да и сюжеты библейские являются заимствованиями из ещё более ранних времён, так что, в некотором смысле, мы все состоим из цитат прошлого.



  P.S.


              Вот и славный, вещий Олег
              Прозорливостью всех восхитил,
              И в добыче богатств знал успех,
              Но внезапно свой путь прекратил.

              Кто-то смело курганы вскрывал,
              Но наткнулся на конскую кость,
              И ужаленный рядом упал,
              Как по року, непрошенный гость.

                Так всё было или не так?
                Разве ж ты теперь разберёшь.
                Тишь на летописных листах,
                Правда чаще злее, чем ложь.

                Видишь ли угрозу пустой
                Или сам глядишь в пустоту,
                Гордый шаг над чье-то главой,
                Змей готов жалить в пяту.
 







 
      

 

 


Рецензии
Быль - то, что было. В наше время очень много версий об этом - какая из них быль? Изтория... Тору не читал... По слухам, в Торе оправдан обман одних человекоподобных другими. Если это так - ..... Ложь изпользуется как инструмент для достижения цели... У славян (насколько я понимаю) подобного не было. Можно это считать слабостью? Дело каждого.
С уважением,

Сергей Мошков   08.06.2019 15:55     Заявить о нарушении
И в Коране тоже ложь оправдывается. Почитайте Коран — он не большой. Глаза на лоб вылезут — обещаю !

Демидов Андрей Геннадиевич   16.08.2020 22:43   Заявить о нарушении
Это одного поля ягоды.

Сергей Мошков   17.08.2020 06:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.