Скажи, Создатель

Создатель... спрашивал ли ты у мира
Насколько кстати Явь ему пришлась?
Сказав:"Не сотвори себе кумира",
Ты применил категорично власть.

Мои дороги вытоптаны ныне...
Да мало ли желающих топтать?
Местечко в жизни есть любой причине
Войти в обиду, в страх и в благодать.

Но, знаешь, там, в далёком изначалье,
Когда ещё у тьмы я не гостил,
Осталось Лукоморье... Зазеркалье...
И непочатый кладезь добрых сил.

Оставь мне чувства ключиком к возврату..
Скажи, создатель:"Я ещё крылат?".
Как изощрённо бьют по сердцу даты...
Надеждой нищий памятью богат.

11.01.2018

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Поиск смысла бытия, диалога с Высшими силами и внутренней опоры. Лирический герой размышляет о своём месте в мире, утраченных и сохранившихся ресурсах души, о столкновении с жизненными испытаниями и сохранении надежды.

2. Основная мысль
Даже в условиях давления внешних сил («Ты применил категорично власть») и вытоптанных дорог остаётся внутренний источник сил («непочатый кладезь добрых сил»), а надежда и память позволяют сохранить крылья души («Я ещё крылат?»).

3. Композиция
Стихотворение состоит из 4 строф, выстраивающих движение от вопрошания к Создателю — через признание жизненных трудностей — к утверждению внутренней силы и надежды.
1;я строфа: обращение к Создателю, постановка экзистенциального вопроса.
2;я строфа: осознание уязвимости и открытости жизни для любых воздействий.
3;я строфа: воспоминание о первозданной чистоте и ресурсе («Лукоморье», «Зазеркалье»).
4;я строфа: просьба о сохранении чувства, утверждение надежды вопреки ударам судьбы.
4. Тип речи
Лирическое размышление с элементами диалога (обращение к Создателю).
5. Стиль
Художественный, с ярко выраженной философско;поэтической направленностью. Присутствуют мифопоэтические образы и библейские аллюзии.
6. Средства связи предложений
анафоры и повторы («Создатель…», «Но, знаешь…»);
местоимения («ты», «я», «мне»);
синтаксический параллелизм («Оставь мне…», «Скажи, создатель…»);
семантические переклички («вытоптаны» — «топтать»; «кладезь добрых сил» — «чувства ключиком к возврату»).
7. Средства выразительности
метафоры: «дороги вытоптаны», «кладезь добрых сил», «чувства ключиком к возврату», «бьют по сердцу даты»;
символы: «Лукоморье», «Зазеркалье» (образы иного, первозданного мира);
антитезы: «обида, страх» — «благодать»; «тьма» — «добрые силы»;
эпитеты: «непочатый кладезь», «изощрённо бьют»;
риторические вопросы и обращения: «Создатель… спрашивал ли ты у мира…?», «Скажи, создатель: „Я ещё крылат?“»;
архаизмы и книжная лексика: «Явь», «ныне», «местечко» (в возвышенном контексте);
аллюзии: библейская заповедь «Не сотвори себе кумира».
8. Образ лирического героя
Размышляющий, ранимый, но не сломленный человек, который ищет опоры в диалоге с Высшим началом, помнит о первозданной чистоте души и верит в возможность возвращения к ней.
9. Настроение
Тревожно;просветлённое: сквозь ощущение уязвимости и боли проступает надежда и уверенность в наличии внутреннего ресурса.
10. Размер и рифма
размер: четырёхстопный ямб с вариациями;
рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием женских и мужских рифм;
строфика: 4 четверостишия.


Рецензии