Никуда. Ни к кому. Могилы
И зашёл бы, да холм и крест.
Не с одной я простился милой,
Оттого и один, как перст.
Не дави. Не могу. Помилуй!
Вся душа ведь — сплошной мозоль.
Не хочу я назад. Дай Силы!
И вперёд мне идти позволь.
Все дороги забиты в прошлое.
И никто не пришёл с войны.
Почему на одно хорошее
Для меня, жизнь, скупилась ты?
На плохое — всегда щедратая.
Как беда, так бегом ко мне:
«Принесла тебе, мой бриллиантовый,
Ту, которая покрупней».
Натаскала. Не сдвинуть с места.
Из ума что ли вылезла вон?
После этих «татарских» нашествий
Неподъёмностью взят я в полон…
Свидетельство о публикации №118011004868
1. Основной конфликт: Воля к движению vs. Тяжесть прошлого
Герой оказывается в состоянии полного паралича. Он хочет двигаться вперёд («Дай Силы! / И вперёд мне идти позволь»), но все пути назад «забиты» грузом утрат, а настоящее захвачено «неподъёмностью» пережитого горя. Он просит не счастья, а просто возможности сделать следующий шаг.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Никуда. Ни к кому. Могилы» — один из самых сильных зачинов в лирике Ложкина. Три коротких утверждения, как три удара молота, констатируют абсолютный тупик. Пространство («никуда»), социальные связи («ни к кому») и сама память («могилы») — всё указывает на небытие.
«Вся душа ведь — сплошной мозоль» — шокирующая и точная метафора. Душа, символ тонкости и чувствительности, здесь огрубела, покрылась защитным, но болезненным слоем от постоянного давления боли. Она не ранена, а именно превратилась в мозоль — мёртвую, нечувствительную ткань, которая сама по себе является свидетельством перенесённых страданий.
«Не с одной я простился милой, / Оттого и один, как перст» — объяснение одиночества. Герой пережил не одну, а множество утрат. Каждая «милая» (возможно, возлюбленная, а может, и сама жизнь в её приятных аспектах) ушла, оставив его в абсолютной пустоте.
«Принесла тебе, мой бриллиантовый, / Ту, которая покрупней» — горькая ирония в адрес жизни-судьбы. Жизнь предстает как злая и насмешливая дарительница, которая вместо благ приносит беды, причём соревнуется сама с собой, каждая следующая беда «крупнее» предыдущей. Обращение «бриллиантовый» звучит как язвительная насмешка над его попыткой сохранить ценность.
«После этих "татарских" нашествий / Неподъёмностью взят я в полон…» — финальный, обобщающий образ. Личные беды уподобляются историческим катастрофам — разорительным нашествиям, которые оставляют после себя выжженную землю и пленных. Герой — не воин, а пленник, захваченный не внешним врагом, а внутренним состоянием — «неподъёмностью» горя, которое он более не в силах нести.
3. Структура и ритмика
Стихотворение состоит из коротких, обрывистых фраз, имитирующих прерывистое дыхание или сдавленный стон. Риторические вопросы и восклицания передают отчаяние. Композиционно оно движется от констатации тупика к отчаянной мольбе, затем к горькому вопросу к жизни и завершается признанием своего плена.
4. Связь с литературной традицией
Сергей Есенин: Мотив прощания, тоски, ощущение себя «последним поэтом деревни», который остался один в поле. Однако у Ложкина это лишено есенинской лиричности и доведено до сухого, почти клинического отчаяния.
Владимир Высоцкий: Надрывная интонация, обращение к высшим силам («Помилуй!»), использование разговорной, почти уличной лексики для передачи предельной искренности.
Творчество «исповедальных» поэтов XX века (Янка Дягилева): Прямота и неприкрытость боли, отказ от каких-либо поэтических прикрас.
Вывод:
«Никуда. Ни к кому. Могилы» — это стихотворение-стон, стихотворение-выдох на дне отчаяния. Ложкин фиксирует момент, когда душа, истерзанная потерями, не просто болит, а превращается в «мозоль», а жизнь становится тюремщиком, взявшим героя в плен «неподъёмностью» собственного горя. В контексте его творчества это один из самых безысходных текстов, где надежда свелась к минимальной просьбе — не о счастье, а всего лишь о «силе» сделать следующий шаг, который, впрочем, вести всё равно некуда и не к кому.
Бри Ли Ант 30.11.2025 15:21 Заявить о нарушении