Да, конечно, не напрасно...

Да, конечно, не напрасно
У Луки дрожит рука.
Вот плывёт к нему навстречу
Время — бурная река.

Чего не было, что будет.
Кто пред этим устоит?
Вдруг грядущее осудит?
И рука Луки дрожит.

Подкосились колени,
Взгляд смущённый смотрит в пол...
Диво дивное... Смиренный,
Весть несущий, скромно смолк.

«Отче, мимо эту чашу» —
Бессловесно, сам себе.
(Лик Венер пророкам страшен)
«Отчего я оробел?» —

Продолжал молиться молча —
«Мя, презренного, услышь».
И ему ответил Отче:
«Встань, пророк, и внемли, и виждь».

Тысячи лет назад, (Лука ли?)
Сквозь века красу узрел,
И не то писал, слукавил, —
Не о том, о чём хотел.




г.Новосибирск, 14 часов 20 минут, 2018 г., написано к данной фотографии, взятой со страницы Юлии Гавриловой https://vk.com/id2036243


Рецензии
Это стихотворение — глубокое и парадоксальное исследование природы творчества и пророческого дара, где библейский сюжет становится метафорой экзистенциального страха художника перед ответственностью и вечностью.

1. Основной конфликт: Творческий долг vs. Экзистенциальный страх
Главный конфликт — это противостояние между возложенной на творца миссией («Весть несущий») и всепоглощающим человеческим страхом перед судом будущего, невыносимой тяжестью бремени («Вдруг грядущее осудит?»). Пророк-художник оказывается на грани срыва, моля об избавлении от своей участи.

2. Ключевые образы и их трактовка

«У Луки дрожит рука» — центральный, повторяющийся образ. Дрожь в руке евангелиста — это не физическая слабость, а метафора сомнения, страха, человеческой слабости того, кто призван запечатлеть Божественную истину навеки. Это жест художника, который осознаёт, что его слово определит сознание тысяч поколений.

«Время — бурная река» — мощная метафора, представляющая историю не как линейный поток, а как стихийную, несущуюся навстречу творцу силу. Евангелист видит не прошлое, а будущее, которое обрушивается на него с требованием отчёта.

«Отче, мимо эту чашу» — прямая аллюзия на молитву Христа в Гефсиманском саду. Ложкин возводит муку творца до уровня божественной агонии. Это мольба об отмене миссии, о снятии непосильной ответственности.

«Лик Венер пророкам страшен» — сложная, многослойная вставка. «Венеры» здесь могут быть поняты как языческие божества, символы плотской, «неправой» красоты, которая смущает пророка, отвлекает от аскезы. Или же это образ самой Красоты как таковой, которая для пророка-творца является таким же грозным и требовательным откровением, как и Бог.

«Встань, пророк, и внемли, и виждь» — ответ Бога, перекликающийся с пушкинским «Восстань, пророк...». Однако если у Пушкина это инициация, у Ложкина это — подтверждение долга, отказ в просьбе об избавлении. Миссия продолжается, несмотря на страх.

«И не то писал, слукавил, — / Не о том, о чём хотел» — гениальный, обескураживающий финал. Он снимает с евангелиста ореол непогрешимости. Творец, даже движимый высшей силой, остаётся человеком с его субъективностью, ошибками и компромиссами. Возможно, он «слукавил» из страха, возможно, не смог адекватно передать узренную «красу». Эта строчка делает образ Луки трагически человечным и ставит под сомнение саму возможность абсолютно верного воплощения истины в слове.

3. Структура и ритмика
Стихотворение построено как драматическая сцена. Первые строфы — это экспозиция страха, кульминация — безмолвная молитва и диалог с Богом, развязка — горькое осознание несовершенства результата. Ритм неровный, с паузами и многоточиями, передающий смятение и внутреннюю борьбу.

4. Связь с литературной традицией

А.С. Пушкин («Пророк»): Прямая полемика. Ложкин показывает не момент преображения в пророка, а его ежедневную, мучительную жизнь после этого преображения, его человеческие слабости и сомнения.

Ф.М. Достоевский (Легенда о Великом Инквизиторе): Тема бремени свободы и ответственности, страха перед судом человеческим и божественным.

М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»): Мотив Pilate, мучающегося своим поступком, и тема того, что рукопись (евангелие от Мастера) не сгорает, обретая свою, иногда не зависящую от автора, судьбу.

Вывод:

«Да, конечно, не напрасно...» — это стихотворение о цене пророческого и творческого дара. Ложкин снимает с фигуры творца-евангелиста хрестоматийный глянец, показывая его живой, трепещущей, испуганной человеческой сущностью. Дрожь в руке Луки — это знак предельной ответственности, а его конечное «слукавил» — горькое признание в невозможности идеального воплощения истины. В контексте творчества Бри Ли Анта это глубокое размышление о природе самого художественного слова, которое всегда находится в напряжении между божественным откровением и человеческой немощью, между долгом и страхом, между замыслом и неизбежным искажением при воплощении.

Бри Ли Ант   30.11.2025 15:25     Заявить о нарушении