Атака была очень мощная...
На тело моё, ослабевшее,
Боль беспощадно накинулась.
Не оставалось иного мне,
Как дать ей отпор решительный.
Усилием воли, стремительно, —
Узда в кулак, натягивая нервы.
Тут же сердца застучал телеграф:
«Первый, первый, — второй ослаб».
И кинулись в бой внутренние резервы.
Лежу, чуть дыша. Чем закончится?
Чувствую, враг отступает.
Беспощадная к стонам конница
Гонит боль оголтелую и сбрасывает,
В пропасть небытия,
С края моего тела.
Свидетельство о публикации №118011004097
1. Основной конфликт: Воля vs. Физическая боль.
Конфликт предельно конкретен и телесен. Боль — это внешний, агрессивный враг («атака»), который накидывается на «ослабевшее тело». Противопоставлена ей не душа или дух в абстрактном смысле, а сила воли, взятая в кулак как узда, и внутренние резервы организма. Это борьба за контроль над собственной физиологией.
2. Ключевые образы и их трактовка
Военная метафора: Вся лексика выстроена как донесение с фронта. «Атака», «отпор», «резервы», «враг», «конница». Боль персонифицирована как жестокий противник, которого необходимо не просто перетерпеть, а разгромить и сбросить в пропасть. Тело становится полем боя, а сознание — главнокомандующим.
«Узда в кулак, натягивая нервы»: Образ предельного волевого усилия. Нервы — это внутренние «поводья» тела. Чтобы обуздать боль, нужно собрать их в кулак и натянуть, взять под жёсткий, почти жестокий контроль. Это акт насилия над собственной слабостью.
«Сердца застучал телеграф: "Первый, первый, — второй ослаб"»: Блестящая метафора внутренней коммуникации. Сердце — не просто орган, а штаб, передающий шифровки о состоянии «фронта». «Первый» — возможно, сознание, воля. «Второй» — боль, тело. Сообщение: враг слабеет, наша позиция укрепляется. Это прямое развитие темы телеграфной, кодированной связи внутри человеческого микрокосма.
«Беспощадная к стонам конница»: Апофеоз образа. На помощь воле приходят «внутренние резервы», уподобленные безжалостной кавалерии. Эта конница «беспощадна к стонам» — то есть, она игнорирует сигналы страдания самого тела, чтобы выполнить приказ по уничтожению боли. Здесь — жестокость исцеления, где для спасения целого (сознания, жизни) жертвуется частным (правом на стон, на слабость).
«Сбрасывает... с края моего тела»: Боль изгоняется не в никуда, а в «пропасть небытия». Граница тела мыслится как край, обрыв. Сбросить боль за этот край — значит вернуть телу его целостность и суверенитет, очистив его от чужеродного, оккупировавшего его страдания.
3. Структура и динамика: атака, мобилизация, разгром.
Внезапный удар: Констатация мощной атаки боли.
Решение и мобилизация: Принятие решения дать отпор, волевое усилие («узда в кулак»).
Внутренняя связь и контратака: Телеграмма сердца и ввод в бой резервов.
Исход и зачистка: Отступление врага, безжалостное преследование «конницей» и финальное изгнание боли за пределы тела.
Ритм сначала отрывистый, как контузия, затем нарастает до кавалерийской скачки и обрывается на краю «пропасти».
4. Связь с общей системой Ложкина
Это физиологический, примитивный уровень той борьбы, которая в других стихах велась на метафизическом уровне (со Смертью, с судьбой). Здесь враг конкретен — боль. Но методы те же: воля, мобилизация внутренних ресурсов, безжалостность к себе.
Образ «телеграфа сердца» — это микро-версия системы космической коммуникации (радуга, лучи). Внутри тела тоже есть свои линии связи, и от их чёткой работы зависит победа.
Тактика «сбрасывания в пропасть небытия» напрямую перекликается с финалом «Ушедшему», где прошлое отправлялось в небытие по шести дорогам. Здесь та же операция проводится с физическим страданием.
Состояние «лежу, чуть дыша» после победы — прямое продолжение финала «Впусти. Пора уснуть...» («Открыл глаза. Цвета / Способен различать»). Это фаза восстановления, когда тело и сознание заново обретают связь после чрезмерного усилия.
Вывод:
«Атака была очень мощная...» — это стихотворение о победе, добытой не молитвой или договором, а чистой, сконцентрированной волей и безжалостной мобилизацией плоти. Ложкин показывает борьбу с болью как военную операцию, где нет места сантиментам, а есть только приказ, связь, резервы и тотальное изгнание противника за пределы своей территории. Это гимн суверенитету сознания над телом, достигнутому в момент наивысшей слабости этого тела. Герой здесь — не страдалец и не мыслитель, а полководец своих нервов и крови, который, «натягивая узду», отдаёт приказ «беспощадной коннице» сбросить боль в небытие. В этой поэтике даже физическое страдание обретает эпическое, почти героическое измерение схватки, где можно и нужно победить.
Бри Ли Ант 06.12.2025 22:31 Заявить о нарушении