804. Штрихи стиховедческого разбора

Время от времени в сети происходят вольные или невольные мистификации, те, что раньше (в доинтернетную эпоху) происходили в переодической печати.
Только что натолкнулся на пару строф якобы из Лермонтова, но я их никогда у М.Ю. не читал, да и не совсем они на слог классика похожи. Стал искать через цитаты. Со второго-третьего захода нашёл. Путаница, вероятно, произошла из-за эпиграфа. Или под его "завесой". Однако даю всю подборку. Так будет информативнее.

Неплохой маркер отличия данной подборки от классических текстов - некоторая расхлябанность звучания части рифм: крайне сомнительное, псевдоархаичное "навеселе - полет" […- …т], а также неточные: "чудесней - лестниц" […й - …ц], "шпагу - бумага" […у - …а] и  "угол - вьюга" […л - …], а также какое-то косое и весьма незвучное "мисс - плюрализм" [сс - зм].

Второй маркер - ритмические "словосклеивания" (у классиков подобное на порядок труднее отыскать) и прочие ритмические огрехи. Первый звукоуродец этой когорты - [васькакОт]. Второй менее неприглядный - [лишагнУть] (или [лИша гнуть]). Третий, ещё более симпатичный - [и новомИре]. Четвёртый тоже почти незаметный [иновыйждЁт]. Несколько странен 5-й [томИр]; очередной рассматриваемый стих тоже даёт некотороый урожай наблюдений: "там сам Мессир пред балом…" => чтобы не было вилки [тамсАм/саммесИр] приходится читать с небольшой паузой и _внятно-интонированно-протяжно_: [там| сам_мессир]. Далее: менее удачно, т.к. не компенсируется: [придбАлам]. А после этого видим  вилкообразное: [годновыйнАм], несколько сомнительное: [фкастрЮлькиниржавЕй кивАрит …], [унАсвить]; [такого в мире нет] - "вилка": [тако'вавмИ'ре], либо [вмиринЕт] - эту вилку паузированием не исправишь. И придётся спасать звучание стиха медленным акцентированным "трёхпаузным" чтением [Ты скажешь - бред,| такого |в мире| нет,] , но и сие не есть хорошо; плюс, здесь ещё, возможно, не совсем оптимальна внутренняя рифма, слишком простецкая (линейная) по звучанию, впрочем, последнее - дело вкуса. Далее: {[как в чашке] кофе] - многовато "кашляющих" (или "логопедических") звуков [к], ведь  для взаимной аллетиративной опоры этих [к] обычно вполне достаточно и двух, третье здесь совсем излишне (и с ним появляется некое [кикО] - как бы синтез обезьяньей клички "ки-ки" и марки вина "клико", а далее [фивЕ] и [рнанА]), всё это вкупе с двойным глухим "ф", неизвестно зачем появляющимся в диссонансе со звукописью более звонкого "вьюжного стиха"; продолжаем: {вер[но, на] беду,} - "на-на", от которого если избавляться речевой паузой, то она придаёт слову "верно", более весомый, неуместно самостоятельный оттенок - оттенок утвердительной реплики; кроме того, проявляется "почти нормальное", совершенно привычное [ивЕрно] (сравни "Ты _Иверень разбитого потира", цитата из М.Волошина, хотя здесь и разная ударность). Далее: "[намваражИт] - ощутимое (среднее) слияние, далее вилка составная "гущеночь"[на гущенОчи] (ещё вариант: [нагУ щенОче] - то ли "нога" "щенка", то ли "нагой-голый" "щеноче"-"щенок"-"щен"), либо опять же какая-то возникающая составная"ночевьЮга". Всё бы это было гораздо незаметней без инверсий и скоплений существительных (об этом чуть ниже), нарушающих осмысление текста и вызывающих более пристальное внимание к звуковым составляющим рассматриваемых стихов. И вот ещё один огрех ритма в уже частично рассмотренном (в этом ракурсе) стихе: "то мир, невидимЫй при свете дня" {огрех ритма: ощущаемое ударным  [_Ы_]}. {[Но, милый,] посмотри на этот свет:} - здесь слабое (привычное даже в классике) слияние, которое паузой не устранить вовсе, иначе "милый" как бы становится понукаемым, как лошадь: "Н-но! милый" )))

Третий маркер - три и более (вовсе неоднородных и неразбавленных предлогами, а также не снабжённых оптимальными грамматическими окончаниями в плане внятности синтаксиса) существительных (некоторые из них, впрочем, могут иногда быть визуально схожи с др. частями речи) кряду, большей частью такие конструкции несут с собой неудачи: затруднения  смыслопонимания текста, на стихе с таким "включением" взгляд читателя стопорится, двусмыслия и трёхсмыслия зачастую весьма затрудняет понимание. Примеры: "сор стихов метлой"; (на) "гуще ночи вьюга".

Четвёртая особенность: неясности и двусмысленности: кто кого озаряет(?), например, в 2.3 и в 2.4.

Ещё одна инверсированная невнятность:

"как в чашке кофе, верно, на беду,
нам ворожит на гуще ночи вьюга."

Пятая особенность: скачущий альтернанс. Обратите внимание на 9-ю строфу. Она по схеме своей рифмовки выбивается из общего ряда.

Шестая: стилистическая расхлябанность, несколько неверные эпитеты: "полночные вещи", "возня вещей" (которая значительно отличается от гораздо более гармоничного стилистически и ясного логически образа "жизни мышья беготня"; причём слово "вещь" отличается от категории "домашний предмет", т.к. ещё и несёт философский оттенок: "жизнь вещей", "вещь в себе", а "возня" философских категорий, "вещей" как таковых, это звучит ещё более вычурно), заметим, что это не более понятная по смыслу "полночная возня", т.е. возня, начинающаяся к полуночи (этот вариант просто не вместился в стих метрически), а "возня" именно неких (более косноязычно звучащих, и менее понятных в силу этого) "полночных вещей".
И ещё два-три аспекта отнюдь не помогают данному стиху быть классикой: © Вещей полночных шорох и возня
1. визуальное как бы неправильное: "полночных шорох" вместо визуально-правильного "полночный шорох".
2. Спотыкание [чныхшОрах]
3. Звонкое твёрдое [л] и двойное твёрдое [н] не прибавляют образу в плане звукописи желанных звукоинтонаций шороха, напротив всё портят.
4. Да и "возня" в плане фонетики с "шорохом" несколько дизгармонирует, скорее возне соприсутствует не "шорох", а "шебуршенье" (язык богат!), но у него уже другая звуковая палитра, иное фонетическое наполнение. С этим стихом, пожалуй, всё.
Рассматриваем далее: "шевеленье занавесок" (тонкая разница слов "движение" и "шевеление", можно сказать: "по занавескам пробежал трепет", "они затрепетали", а "шевеленье занавесок" как-то грубовато и неестественно). Далее: "заполняет дома населеньем", не очень звучит…

и свечка только теплится едва,
но не сгорает на огне бумага.

{зачем здесь "но"? Какая у него смысловая функция в контексте этого предложения? И ещё можно сказать "теплится огонёк лампадки", но "теплится свечка" звучит уже хуже, а ведь здесь ещё и усиленная инверсия присутствует, ибо изначально должно быть кажется так: "и только свечка едва теплится,"}

Седьмая: неудачные в силу чрезмерности (и необусловленности красотой фонетики-звучания) инверсии, например, "и новый ждёт необычайный путь", также и те инверсии, которые я уже по ходу рассмотрения показал.

Восьмая: излишние, избыточные слова, близкое к тавтологии, корневые повторы, говорящие часто о бедности языка, например, "заблудившийся прохожий блуждает"; и "пьяный", и "заблудившийся" в одном стихе: для результата блуждания достаточно и одного качества из двух упомянутых.

Девятое: штампы, иногда они и почти вовсе беспомощны: "небесные звёзды", "магический полет".

Десятое. Отметим и невнимательно-негожий (не унифицированный) подход к постановке в тексте буквы "ё", которая то появляется, то "прячется".

Итак, некоторые моменты мы рассмотрели. Кто-то из моих товарищей, коллег по перу, мог бы меня попытаться упрекнуть в излишней строгости разбора. Но если вспомнить об изначальной цели данного рассмотрения, многие вопросы отпадут сами. Ибо цель - найти достаточно тонкие отличия, разграничивающие современный ремесленный новодел и произведения классические, чей уровень был достигнут с помощью сит времени (при участии самых талантливых читателей, критиков и собратьев-поэтов). Если бы таких тонких (недоступных поверхностному и невдумчивому взгляду) отличий не было, то писать на лучшем, высшем классическом уровне, равном высшим образцам сильнейшей данноязычной  поэзии было бы не так сложно. Написал без явных метрических и синтаксических огрехов, речевых ошибок, и ещё одно произведение в славной когорте (почти нетленного поэтического слова)  прибавилось. Ан нет! Всё несколько сложнее…

СТИХИ ПРО НОВЫЙ ГОД

Еще, быть может, маг и чародей -
вечерний сумрак - бродит по прихожей.
Как пьяный заблудившийся прохожий,
блуждает он и не найдёт дверей.

Сегодня праздник, все навеселе, 
Всё в этом мире кажется чудесней:
и озаряет холод черных лестниц
небесных звёзд магический полет.

И кажется: за двери лишь шагнуть -
и ты в иной судьбе и новом мире.
И дважды два там вовсе не  четыре,
и новый ждёт необычайный путь.

Вещей полночных шорох и возня
и тонких занавесок шевеленье -
то мир, невидимый при свете дня,
своё сегодня празднует явленье.

На крыльях снов спускается зима,
меняя мир одним прикосновеньем,
и заполняет спящие дома
совсем иным и странным населеньем.

Здесь Золушка стирает кружева,
там сам Мессир пред балом чистит шпагу,
и свечка только теплится едва,
но не сгорает на огне бумага.

Готовит кот на примусе еду
и сор стихов метлой сметает в угол,
как в чашке кофе, верно, на беду,
нам ворожит на гуще ночи вьюга.

Заглядывает в окна снегопад...
Год новый нам - как будто новоселье.
На кухне ведьма курит самосад,
в кастрюльке-нержавейке варит зелье.

И спросит кот, садясь мне на колени:
“Так сколько дважды два, скажите, мисс?”
“Мессир, об этом много разных мнений,
с недавних пор у нас ведь - плюрализм.

Ты скажешь - бред, такого в мире нет,
лишь Васька-кот мурлыкает в прихожей.
Но, милый, посмотри на этот свет:
в нем даже явь - и та на сон похожа.

1989

Далеко не всё обозначено по вышеприведённому стихотворению из его огрехов, отличающих его от качественной классики.

.

На прочем предоставляю моему Читателю потренироваться самому. На самом деле это немаловажно. Ибо так и прочерчивается линия разграничения современных многочисленных виршей и отсеянного временем и строгим внутренним судом лучших авторов. Расхлябанное же клеймит само себя, свидетельствует о своей слабости само, позорит себя явно для любого знающего или чувствующего.

Впрочем, сама Праздничная тема прекрасна, поэтому хочется пожелать всем здравствующим авторам крепкого здоровья, радости и благополучия, а всем почившим - Божественного мира для души.



СТИХИ ПРО РОЖДЕСТВО

«…из пламя и света 
рожденное слово»
 
М. Ю. Лермонтов 

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих, 
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
1983-2005

* * *
Снег идет на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идет - и волшебство
в этот день случиться может.

Тишина и чистота,
ничего их не нарушит.
Верь: не даром красота,
раз она спасает душу.

Свыше послана тебе,
чудодейственная сила,
это - смысл в твоей судьбе
и разгадка тайны мира.

Снег идет – и, чуть дыша,
смотрим мы на мир крылатый.
Пробуждается душа,
омертвевшая когда-то.

Снег идет, снимая боль, 
у земли обледенелой.
Ты подставь ему ладонь:
приземлится ангел белый.
1987-2005

Ива АФОНСКАЯ (Ирина_Москва)


Рецензии
Прочла... Думаю, не без пользы для себя.
Но не слишком ли ты строг, Премудрый Гавриил?
Есть множество гораздо более слабых виршей - стихами их не назову...
В данном случае, пожалуй, со всем согласна, кроме
"Вещей полночных шорох и возня..." - тут образ, вполне понятный тем, кто жил один в частном доме. И не обязательно в частном. По ночам кажется, что вещи оживают... Да и в контексте всего стиха это вполне уместно.
Спасибо за твои труды.
Надеюсь, они окажутся полезными не только для начинающих авторов.
С уважением.

Татьяна Шелихова -Некрасова   11.01.2018 11:56     Заявить о нарушении
Перечти, пожалуйста, Таня. Изрядно дополнил, специально для тебя и всех интересующихся углублённо подобными вопросами. С уважением

Гавриил Тишков   11.01.2018 13:49   Заявить о нарушении
Перечла... Теперь, пожалуй, все понятно.
Ритмических склеиваний тут тоже предостаточно.
А общем, надо ещё не один раз все пересмотреть.
Спасибо, Гавриил.

Татьяна Шелихова -Некрасова   11.01.2018 14:04   Заявить о нарушении
Ответное спасибо, Таня, за внимательность и твоё неподдельное стремление к поэтическому совершенствованию.

Гавриил Тишков   11.01.2018 14:12   Заявить о нарушении