Не прощаясь...
Упованьям в подмогу малость.
Вёдрам божеских коромысл
Вод не только живых досталось.
Истолчённого слова звук
Иногда поважнее фразы...
Так бывает цена разлук
Много выше цены отказа.
Под пестом мелочится всё...
Лишь, была бы надёжна ступа.
Осень в небе тоску пасёт...
Землю пестует сердце стуком.
Впрок уроки, в угоду прок,
По строке пробегают мысли:
Лунарям собран звёздный струг
В отдалённой от тверди выси.
После пасхи черствел кулич...
Истирался в дороге посох...
И тонул журавлиный клич
Каждый год в облаках белёсых.
Отмеряло добро дары,
Дрожью тел прирастая к мерам
И с коронами на пиры
Шли одаренные из Веры.
Грех молитвами улестив,
Покрывалась венцами мерзость...
Оставалось, лишь, пыль смести,
И в святые направить резвость.
Ветер баловал все века
Переменными временами:
От ладони до кулака
Пробирались то лёд, то пламя.
Жизни падали и секлись
И о цепи, и о короны.
Кровь сочилась и вдаль и вблизь...
И дежурил на страже ворон.
Наворочено сверх времён,
Напророчено - не упомнить...
Непочатый реестр имён
Разве славе бывает ровней?
А под кронами райских кущ
Даже змею хватает мёда.
Тот, что, кажется, всемогущ,
Всем на выбор даёт свободу.
На земле есть и ад и рай.
Жизни сад и змеинник тоже.
Только близок к началу край...
Оттого жизнь ещё дороже.
Змей слюной ядовитых уст
Жизни сад много раз калечил,
Притушив горьковатый вкус
Вкусной ягодкой человечьей.
08.01.2018
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Многоплановая:
ускользающий смысл бытия, непостоянство;
разлука и её цена;
течение времени, цикличность жизни и смерти;
борьба добра и зла, искушение;
свобода и её цена;
двойственность мира (рай;/;ад, свет;/;тьма).
2. Основная мысль
Жизнь полна противоречий и потерь, но от этого становится ещё дороже; смысл ускользает, время неумолимо, а человек постоянно сталкивается с выбором между добром и злом.
3. Композиция
24 строфы по 2 строки (дистихи), всего 48 строк;
свободная ассоциативная связь между строфами: образы перетекают от абстрактных («уходит смысл») к конкретным («журавлиный клич»), затем снова к обобщениям;
кольцевая организация: начало о «уходящем смысле» перекликается с финалом о «ядовитых устах» змея, искажающего жизнь.
4. Тип речи
Лирическое размышление с элементами символического повествования.
5. Стиль
Художественный, высокометафоричный, с архаичными и книжными элементами («упованья», «коромысл», «пест», «ступа», «лунари»).
6. Средства связи
лексические повторы («смысл»;;;«фраза»; «цена разлук»;;;«цена отказа»; «ветер»;;;«переменные времена»);
синтаксический параллелизм (двустишия с похожей интонацией);
ассоциативные переходы (образ «ступы»;;;«осень»;;;«кулич»;;;«посох»;;;«журавлиный клич»);
антитезы («ад и рай», «лёд и пламя», «начало и край»).
7. Средства выразительности
метафоры: «вёдрам божеских коромысл», «лунарям собран звёздный струг», «жизнь сад и змеинник»;
олицетворения: «осень в небе тоску пасёт», «землю пестует сердце стуком», «ветер баловал»;
символы: змея (искушение), ворон (смерть), кулич (пасхальная память), журавлиный клич (уходящая пора);
архаизмы и книжная лексика: «упованья», «коромысл», «пест», «ступа», «лунари», «твердь», «венцы»;
антитезы: «от ладони до кулака», «ад и рай», «начало и край»;
аллитерации и ассонансы: «истолчённого слова звук», «черствел кулич… истирался посох», «журавлиный клич в облаках белёсых»;
инверсии: «вёдрам божеских коромысл вод… досталось», «отмеряло добро дары».
8. Образно;символический ряд
время и память: «после пасхи черствел кулич», «истерался в дороге посох», «каждый год в облаках белёсых»;
разрушение и цикличность: «под пестом мелочится всё», «жизни падали и секлись», «наворочено сверх времён»;
выбор и искушение: «змею хватает мёда», «всем на выбор даёт свободу», «змей слюной ядовитых уст жизни сад много раз калечил»;
противоречивость бытия: «на земле есть и ад и рай», «только близок к началу край».
9. Настроение
Меланхоличное, созерцательное, с оттенком трагизма, но без безысходности: осознание хрупкости жизни усиливает её ценность.
10. Ритмика и звучание
свободный ритм, нет жёсткой схемы рифмовки (белые стихи с редкими созвучиями);
интонационная гибкость: от напевности до рубленых фраз («От ладони до кулака»);
звукопись подчёркивает образы: шипящие и свистящие в «журавлиный клич… в облаках белёсых», твёрдые согласные в «от ладони до кулака».
Свидетельство о публикации №118010806709