Выбор есть

Ладно лёг поклон под церковный звон?
Все ли видели?
Паства есть... а вот и амвон -
Всё для зрителя.
Лобызания... слово Божие...
В пол поклон... как положено.

На Нерли поклонами намели
Всяку всячину.
Были пращуры не цари...
Сплошь подъячие.
Низко кланялись, складно горбились...
С проком тратили молодость.

И постились души у жадных тел
Под уделами.
Нелюдь много чего хотел -
Люди делали.
На устах одно, а дела ины..
Отмолили грех - нет вины.

Саван жизни плотен, когда зашит
Вдоль сомнения.
Мимо душ несли барыши
Поколения.
Век у века вор, Вера - не узда...
Выбор есть... Идти-то куда?

Ай, спасибо, страху, удерживал
Не искать прорех:
Напридуманы кружева
Прятать грех.
Что в глаза - то благо, из глаз - беда...
Солона прозренья вода.

08.01.2018
Анализ стихотворения
Тема стихотворения — критика религиозного лицемерия и показной набожности, размышления о духовной жизни общества.

Основная идея заключается в обличении двойных стандартов в религиозной практике, показного благочестия и утраты истинных духовных ценностей.

Композиция стихотворения состоит из 5 строф, каждая из которых развивает определённую мысль:

Первая строфа — описание внешней стороны церковного обряда.

Вторая — историческая ретроспектива.

Третья — критика двойных стандартов.

Четвёртая — философские размышления о вере.

Пятая — итог размышлений.

Художественные средства:

Эпитеты: «жадные тела», «плотный саван», «солёная вода».

Метафоры: «на Нерли поклонами намели», «саван жизни», «вода прозренья».

Антитезы: «на устах одно, а дела ины», «что в глаза — то благо, из глаз — беда».

Олицетворение: «несли барыши поколения».

Стихотворный размер — вольный ямб с переменной рифмовкой.

Рифма — перекрёстная и парная, что создаёт ощущение разговорной речи.

Настроение произведения — критическое, обличительное, с элементами горечи и разочарования.

Проблематика затрагивает вопросы:

Истинной и показной веры.

Лицемерия в религиозной практике.

Духовной деградации общества.

Противоречия между словом и делом.

Стихотворение представляет собой глубокую философскую рефлексию о противоречиях между внешней религиозностью и внутренней духовной жизнью человека.


Рецензии