Выбор есть
Все ли видели?
Паства есть... а вот и амвон -
Всё для зрителя.
Лобызания... слово Божие...
В пол поклон... как положено.
На Нерли поклонами намели
Всяку всячину.
Были пращуры не цари...
Сплошь подъячие.
Низко кланялись, складно горбились...
С проком тратили молодость.
И постились души у жадных тел
Под уделами.
Нелюдь много чего хотел -
Люди делали.
На устах одно, а дела ины..
Отмолили грех - нет вины.
Саван жизни плотен, когда зашит
Вдоль сомнения.
Мимо душ несли барыши
Поколения.
Век у века вор, Вера - не узда...
Выбор есть... Идти-то куда?
Ай, спасибо, страху, удерживал
Не искать прорех:
Напридуманы кружева
Прятать грех.
Что в глаза - то благо, из глаз - беда...
Солона прозренья вода.
08.01.2018
Анализ стихотворения
Тема стихотворения — критика религиозного лицемерия и показной набожности, размышления о духовной жизни общества.
Основная идея заключается в обличении двойных стандартов в религиозной практике, показного благочестия и утраты истинных духовных ценностей.
Композиция стихотворения состоит из 5 строф, каждая из которых развивает определённую мысль:
Первая строфа — описание внешней стороны церковного обряда.
Вторая — историческая ретроспектива.
Третья — критика двойных стандартов.
Четвёртая — философские размышления о вере.
Пятая — итог размышлений.
Художественные средства:
Эпитеты: «жадные тела», «плотный саван», «солёная вода».
Метафоры: «на Нерли поклонами намели», «саван жизни», «вода прозренья».
Антитезы: «на устах одно, а дела ины», «что в глаза — то благо, из глаз — беда».
Олицетворение: «несли барыши поколения».
Стихотворный размер — вольный ямб с переменной рифмовкой.
Рифма — перекрёстная и парная, что создаёт ощущение разговорной речи.
Настроение произведения — критическое, обличительное, с элементами горечи и разочарования.
Проблематика затрагивает вопросы:
Истинной и показной веры.
Лицемерия в религиозной практике.
Духовной деградации общества.
Противоречия между словом и делом.
Стихотворение представляет собой глубокую философскую рефлексию о противоречиях между внешней религиозностью и внутренней духовной жизнью человека.
Свидетельство о публикации №118010801599