Хотелось бы знать

Разорённые зори в закаты катят каты.
Венценосность в фаворе, форсит бельмом фасада.
А что видимо - гнило, над слышным - твердь изныла:
Зёрна зреют в могилы...  Болезно дремлет сила.
Можжевельник в ландшафтах забыл стать оберегом.
Жалко... дО смерти жалко покошенного века.

По лесам колесятся дарений разносолы...
Время мимо оваций проносит произволы.
И зимуют надежды в заброшенной берлоге
Где-то в чаще кромешной, поодаль от дороги.
Копит в "нЕхоти" похоть, а "нЕмога" для праха,
Поразвеяна копоть крылаткой возле страха.

Из-за моря полушка дороже стала в доме...
Богатеет церквушка, а вера в злате тонет.
Плачет иволга,плачет...  давно привычно плакать:
Что-то Издолга к счастию не доходит лапоть.
Улещают обманы, по-лисьи ластясь к быту,
Бесогонова манна от бесноватых скрыта.

Много слов громкогласных, да мало чистых вздохов.
Намолили о разном... ни хорошо... ни плохо.
Хроникальности библий в подмогу фанатичность.
Прохудилось корыто старухи, званой "Личность".
И полощется в водах с мертвяным приворотом
Жизнь... хотелось бы знать: а где есть живые воды?".

 
06.01.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема текста
Противоречия современной эпохи: упадок духовных ценностей, лицемерие общественных институтов, утрата надежды и поиск подлинного смысла жизни. Сквозной мотив — тоска по «живым водам» как символу возрождения.
Основная мысль (идея)
Мир пребывает в состоянии нравственного кризиса: внешнее благополучие («венценосность», «богатеет церквушка») маскирует внутреннюю гниль; надежды заморожены («зимуют в берлоге»), вера подменена ритуалом, а жизнь словно околдована «мёртвяным приворотом». Автор задаётся вопросом: где найти источник подлинной жизни?
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической экспрессией. Сочетает книжную лексику, архаизмы и неологизмы, создаёт сгущённую символическую ткань.
Тип речи
Рассуждение;медитация с элементами описания: лирический герой обозревает картину мира, интерпретирует её и ищет ответ на экзистенциальный вопрос.
Композиция
Зачин (1–2 строфы): образ разрушенной гармонии («разорённые зори», «гнило», «дремлет сила»).
Развитие (3–6 строф): перечисление симптомов кризиса — от природы («можжевельник забыл стать оберегом») до общества («вера в злате тонет», «улещают обманы»).
Кульминация (предпоследняя строфа): констатация пустоты слов и ритуалов («много слов громкогласных, да мало чистых вздохов»).
Финал (последняя строка): вопрошание о источнике жизни («а где есть живые воды?»).
Средства связи предложений
лексические повторы («жалко», «плачет», «зимуют»);
синтаксический параллелизм («Богатеет церквушка…», «Плачет иволга…»);
антитезы («венценосность… бельмом фасада», «вера… в злате тонет»);
сквозные образы;символы («воды», «берлога», «копоть»).
Выразительные средства
Метафоры: «разорённые зори», «зёрна зреют в могилы», «копоть крылаткой», «полощется в водах с мёртвяным приворотом».
Эпитеты: «покошенный век», «кромешная чаща», «громкогласные слова».
Олицетворения: «время проносит произволы», «иволга плачет».
Архаизмы и окказионализмы: «издолга», «нехоть», «немога», «бесогонова манна» — создают эффект ритуального или сказочного текста.
Символы: «живые воды» (возрождение), «берлога» (заброшенность), «корыто» (пустая оболочка личности).
Инверсия и нестандартная лексика усиливают тревожную интонацию.
Общий вывод
Стихотворение строится как мрачная панорама эпохи, где внешние формы жизни скрывают духовный распад. Автор использует сгущённую символику, архаизированную лексику и контрасты, чтобы передать ощущение кризиса и жажду обновления. Финал оставляет вопрос открытым, подчёркивая экзистенциальную незавершённость поиска.


Рецензии