Вышло
Сам страх- водырь:
Когти не отпустят,
И не взмахнут...
Заунывным песням -
Послушность штырь,
Пропуск в захолустье,
Попутный кнут.
Мёдом ли закусят
Отраву лжи?
Блеянье ответят
На крики вмиг.
Узелочком в усе
Улыбки пшик...
Лишь хвосты в навете
На смелый лик.
Листик банный знает,
К чему пристать.
Узел стада мира
Сплетён хитро.
Даже суть, иная -
Собой чиста.
Всяка ли ей лира
Несёт добро?
Омута соблазнов
ГлубИнна муть.
А чертяку тянет
Коварство вод.
Каждый выйдет с разным
В далёкий путь,
Запасёт и дряни
Словесной в рот.
Хлипкие повозки,
Нечистый дух,
Колтуны в подхвостьях,
Чабан - злодей.
Кабы горя горстки,
Хватило б двух...
Лучше доля пёсья,
Хоть голодней.
Крестится грех рьяно,
А святость спит.
Пилят нужды дышло,
Тайком от всех.
Кучатся бараны,
Как на цепи:
Жертвами стать вышло,
Для чьих утех?
.
04.01.2017
Краткий анализ текста
Тема — стадность как социально;психологическое явление, подавление индивидуальности, страх и конформизм.
Основная мысль — следование «стадному инстинкту» ведёт к утрате свободы, подлинности и нравственных ориентиров; человек рискует стать жертвой чужих интересов, утратив способность к самостоятельному выбору.
Стиль речи — художественный (поэтический), с элементами символизма и метафоричности.
Тип речи — рассуждение в образно;поэтической форме: автор через систему образов размышляет о природе стадности и её последствиях.
Композиция:
зачин — образ «страха;водыря» и цепких когтей (подавление воли);
развитие — метафоры стадности («узелок в усе», «узел стада мира»), соблазнов и обмана;
кульминация — вопрос о жертвенности («Жертвами стать вышло, / Для чьих утех?»);
финал — горькая альтернатива («Лучше доля пёсья, / Хоть голодней») и образ спящей святости.
Средства связи предложений:
лексические повторы («стадность», «узел», «стадо»);
местоимения («ей», «их»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
ассоциативные переходы между образами (вода — кнут — ложь — стадо — путь — грех).
Средства выразительности:
метафоры: «страх;водырь», «узел стада мира», «омута соблазнов глубь;иная муть», «пилят нужды дышло»;
эпитеты: «заунывным песням», «смелый лик», «нечистый дух», «хлипкие повозки»;
символы: стадо, вода, кнут, узел, омут, пёс;
оксюмороны и парадоксы: «Лучше доля пёсья, / Хоть голодней»;
архаизмы и просторечия: «кабы», «кучатся», «в навете»;
звукопись (аллитерации на «с», «з», «ш», «х») создаёт ощущение тревоги и скрежета;
риторические вопросы: «Всяка ли ей лира / Несёт добро?», «Жертвами стать вышло, / Для чьих утех?».
Итог: текст представляет собой философско;поэтическое размышление о стадности как духовной ловушке. Через плотную сеть метафор и символов автор показывает, как страх и конформизм обезличивают человека, подводя к мысли, что даже трудная индивидуальная судьба предпочтительнее безвольного следования стаду.
Свидетельство о публикации №118010400559
Всё мудрО - премудрО. 5+++
Олег Смирнов 3 04.01.2018 13:11 Заявить о нарушении