Снегурочка - с промежутком в полгода -3...

                АТМОСФЕРА ОТРЫВКА

      Атмосфера жизни - это сложный комплекс взаимоотношений людей с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств , желаний, настроений, мечтаний, фантазий. Это атмосфера общественной жизни и атмосферы, которую вносят в неё различные люди (излучение их внутренней жизни).
      Каждому  человеку сопутствует своя атмосфера. Поэтому всегда происходит борьба атмосфер, борьба различных мотивов, течений. Станиславский говорил, что излучение внутренней жизни актёра-образа создаёт атмосферу. точно так же, как излучение внутренней жизни спектакля в целом создаёт его особый эмоциональный воздух.
      Приступая к работе над "Снегурочкой" , мне хотелось приблизить  её во времени  и  проблемах  как можно больше к нашему зрителю. Вариант комнатного театра в этом случае был очень уместен. Появилась возможность как бы непосредственного участия зрителей в происходящем. На это были в некотором смысле ориентированы и исполнители отрывка, были попытки прямого выхода на зрителя (обращения  как бы к сидящему в зрительских рядах  царю, доверительность Снегурочки в первые минуты отрывка), однако этот принцип не был  использован последовательно  и качественно. Небольшое время для репетиций массовки ( хотя именно она в большей мере должна была отождествлять себя со зрителями) не позволило добиться достаточной свободы и раскованности, необходимых  для работы непосредственно в зрительном зале (комнате), со зрителями, сидящими  в двух шагах от места действия. В идеале зрители и исполнители могли бы смешиваться ( петь, танцевать вместе) . Каждый сидящий, стоящий, танцующий в зале должен был почувствовать ответственность за совершаемые в жизни сплошь и рядом убийства (любви, души, человека).
      Итак, не было необходимости помещать исполнителей в какую-то особую среду. Незаполненность пространства декорациями должно было обращать всё внимание непосредственно на исполнителя, на тонкие процессы, происходящие с персонажами. Тем более, что смоделировать  лес, реку, небо в комнате  не было никакой возможности. Но  ... можно было использовать то, что  щедро  предлагали окна Левого Берега... В окончательном же варианте ( насытившись репетициями  на открытом воздухе)  мы пошли  ещё на одну зрительскую провокацию : лес - это стены, вода - чуть ли не под ногами, небо - потолок комнаты, не видите - вам же хуже! Недобрая, но работающая на  сверхзадачу провокация : "Это мы с вами, все мы, разучились  видеть, чувствовать природу, разучились любить!"  Чтобы провести это более точно, более понятно для зрителя, нужно было больше включать его  в открытия Снегурочки, то есть нужна была более точная работа, более тесный контакт  со зрителем( "Видите? Нет? Как жаль! Посмотрите же вместе со мной!"). Постоянно учитывать восприятие зрителя, брать его в союзники, в спасители, в помощники ( и Снегурочке, и Мизгирю. и Хору!), чего , к сожалению , почти не получилось...
      Отождествлению  зрителя с персонажами отрывка должны были помогать и современные костюмы исполнителей с небольшими деталями-символами некоторой национальной принадлежности ( а-la русские лоскутки-повязки).  Должны были читаться  зрителями и венок, и нежный белый шёлк, и в финале - ярко красная ткань. Необходимо было создать определённую атмосферу, несколько нарочитую. вызывающую, ломающую стереотипы . Таким был задуман и шумовой оркестр из бытовых предметов ( таз, стиральная доска, ультрасовременные жестяные банки), который вместе с вроденародной песней, исполняющейся нарочито издевательски и немелодично, с хаотичными и развязными вроденародными танцами должны были создавать определённую атмосферу "берендеевской жизни" , в которую попадает  чистая, любящая, отважная Снегурочка. Снегурочка, которая одна должна была противостоять всему этому миру. Последнего в отрывке не получилось, и этого жаль брольше всего!
       Каждый персонаж должен был нести свою атмосферу , атмосферы должны были вступать в конфликты, взаимопроникать. Нежной Снегурочке бежать от агрессивности Мизгиря! Мизгирю обволакиваться теплом Снегурочки! Атмосферу любви прерывать грубым топотом, шумом, дребезжанием... и наоборот. В столкновении атмосфер , в нарушении одной атмосферы другой, более влиятельной  в данный момент ( или силой, или качеством, что тоже - сила!) возникают  внутренние конфликты, переходящие во внешние , если персонажи решаются противостоять этому.
       Доминирующей в отрывке должна быть атмосфера ,  идущая от Снегурочки ( от силы её чистоты, любви, жертвенностти), но , к сожалению, победил топот (Снегурочка не поднялась  до Жанны д`Арк; прекрасно-озорная Снегурочка  - не Снегурочка Островского! Та знала, на что идёт!). В атмосфере отрывка должна была ощущаться сверхзадача:" Мы заблудились, мы утратили истинные ценности - давайте вернёмся  на круги своя!"
        Без "нужной" Снегурочки такая задача оказалась невыполнимой.


Рецензии