Научись

Наледь на душе держится грехом.
Наблюдает Бог... расплескалась боль.
Горячо уже думать о плохом:
Если пекарь плох - невиновна соль.
Кабы знать ответ на любой вопрос,
Не цеплял бы страх смелости на крюк.
Но у жизни нет не колючих роз,
Колкие цветы все берут из рук.

Глаз дурной готов видеть грязь кругом.
Косы да кривы слухи от молвы...
Кто назначил сов для кротов врагом?
Не скакнуть, увы, выше головы.
И на яд щедра ревности змея...
Вовсе не в узде нравы пустоты:
Толику добра примет полынья
И живой воде хватит чистоты.
 
Если славы вес тяжелей креста,
Спину надорвёшь... стоит ли, скажи?
Не оставишь крест. Пусть солгут уста,
Но оплатишь ложь ранами души.
Право под печать... Долг - на дно, под гнёт.
Сам платить потом будешь за долги.
Научись прощать. Срок любой минёт.
Этот свет на том сдаст твои круги.


31.12.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема:
Внутренние переживания человека, борьба со страхами, грехами и жизненными испытаниями; размышления о нравственных ценностях, прощении и неизбежности расплаты за поступки.
Основная мысль:
Жизнь полна испытаний, боли и искушений, но важно сохранять внутреннюю чистоту, уметь прощать и не поддаваться негативным чувствам. Любой выбор имеет последствия, а душевные раны — цена лжи и неправедных поступков.
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью и философской глубиной.
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания (внутреннего состояния лирического героя).
Композиция:
6 строф, каждая — законченная смысловая микротема;
сквозные мотивы: боль, грех, страх, расплата, прощение;
кольцевая структура: начало с «наледью на душе» и финал о «кругах», которые «сдаст этот свет», создают ощущение замкнутого цикла испытаний.
Средства связи предложений:
анафора («Не…», «И…», «Но…»);
лексические повторы («крест», «боль», «ложь», «душа»);
синтаксический параллелизм («Если пекарь плох…», «Если славы вес…»);
антитезы («пекарь плох — невиновна соль», «яд… — живая вода»);
риторические вопросы («стоит ли, скажи?»).
Средства выразительности:
метафоры: «наледь на душе», «страх смелости на крюк», «ревности змея», «свет сдаст твои круги»;
олицетворения: «наблюдает Бог», «колкие цветы берут из рук», «полынья примет»;
сравнения и аллегории: «сов для кротов врагом», «колкие розы»;
эпитеты: «глаз дурной», «косы да кривы слухи», «живая вода»;
символы: крест (ноша/расплата), соль (чистота/невинность), розы (жизнь с её болью и красотой);
архаизмы и просторечия: «кабы», «скакнуть», «уста» — придают тексту фольклорную глубину;
антитезы и парадоксы: «пекарь плох — невиновна соль», «не в узде нравы пустоты».
Ритмика и звучание:
свободный ритм с элементами тонической организации;
перекрёстная и смежная рифмовка;
аллитерации («грехом… Бог… боль», «косы… кривы… молвы») усиливают мрачную интонацию.
Общее впечатление:
Стихотворение создаёт атмосферу напряжённого духовного поиска. Через сложную сеть образов и аллюзий автор передаёт идею неизбежности морального выбора и ценности прощения как пути к освобождению.


Рецензии