Диалог поэтическая миниатюра
- А вдруг глаза мои, как темень бездны, где омут неиспытанного страха, пытает смелость обернуться прахом во имя примитивного кокетства? А вдруг и небо надо мною - пропасть, где исчезает Божеская милость? А вдруг я к змею сердцем притулилась? А вдруг мне чужды нежность, ласка, робость?
- Я чувствую себя огнём великим, когда смотрю в глаза твои, богиня? Ты - самый чистый свет небесной сини... и тяжкий вздох перед иконным ликом.Святая,пред тобою всё ничтожно. И все грехи не устрашат оплатой за счастье быть перед тобой распятым на страсти и взаимности возможной.
- А вдруг я холодна до помраченья, и о любви не знаю априори? А вдруг я приношу одно лишь горе, и награждаю страждущих мученьем? Быть может для тебя я стану болью: исчезнут в одночасье слух и голос?А вдруг я вся о грешность искололась?Смиришься ль с этой незавидной ролью?
- Ты говоришь, а я тебя не слышу. Мне каждый звук вблизи тебя - отрада.Ты - Ева... Где то яблочко из сада... я надкушу... лишь подойди поближе. Но нет... не отзовётся сердце лаской: божественно твоё очарованье. Я растворяюсь капелькой в дурмане, подаренном душе волшебной сказкой.
- Ты просто раб влечения... Мужчина. Не боле. Этим сказано довольно.Я женщина - капризна... своевольна, всему сама итог, нужда, причина. Купись я на слова твои сегодня, ты завтра же устанешь от победы. Охотник вряд ли не пойдёт по следу. Пока я не добыча - ты голодный.
30.12.2017
Анализ поэтического текста (30.12.2017)
1. Общая характеристика
Текст представляет собой лирический монолог;диалог, выстроенный как напряжённый внутренний спор между восторженным идеализированием любви и трезвым, порой жестоким самоанализом. Формально разделён на 6 строф;фрагментов, чередующих «возвышенный» и «скептический» голоса.
2. Тема и идея
Тема: двойственность любовного переживания — от экстатического обожествления возлюбленного/возлюбленной до страха, сомнения и осознания возможной иллюзорности чувств.
Основная идея: любовь одновременно возвышает («ты — богиня», «чистый свет небесной сини») и мучит («для сердца сладость, а для тела муки»); лирический субъект колеблется между доверием и подозрительностью, страстью и рациональным отстранением.
3. Композиция
Три смысловых блока (по 2 строфы в каждом):
Идеализация + тревога
Восхищение образом возлюбленного («ангел ты небесный», «аромат божественный»).
Серия тревожных вопросов («А вдруг глаза мои, как темень бездны…», «А вдруг я к змею сердцем притулилась?»).
Экстаз + самосомнение
Пик обожествления («Я чувствую себя огнём великим», «Святая, пред тобою всё ничтожно»).
Сомнения в собственной способности любить («А вдруг я холодна до помраченья…», «А вдруг я приношу одно лишь горе?»).
Чувственное влечение + трезвая рефлексия
Образ Евы и запретного плода («Ты — Ева… Где то яблочко из сада…»).
Холодное самоопределение героини («Я женщина — капризна… своевольна»), разоблачение мужской страсти («Ты просто раб влечения… Мужчина»).
4. Тип речи и стиль
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами описания (портрет возлюбленного) и повествования (динамика переживаний).
Стиль: художественный (поэтический), с насыщенной образностью, контрастами и драматическим напряжением.
5. Средства художественной выразительности
Эпитеты: «божественный и пряный аромат», «нежнее облаков», «тяжкий вздох», «неиспытанный страх», «волшебное очарованье».
Метафоры: «ангел… упавший в облако тумана», «растворяюсь капелькой в дурмане», «огонь великий», «о грешность искололась».
Сравнения: «твои глаза как солнца свет», «глаза… как темень бездны», «ты — Ева».
Антитезы: «для сердца сладость, а для тела муки»; «святая» vs «грехи»; «огонь» vs «холодна до помраченья».
Риторические вопросы (серия «А вдруг…») — создают эффект тревожного самоанализа.
Символика:
библейские образы (ангел, Ева, змей, иконный лик);
природные мотивы (солнце, облака, туман, огонь);
мотивы греха и искупления («все грехи не устрашат оплатой»).
Гиперболы: «пред тобою всё ничтожно», «быть перед тобой распятым на страсти».
Оксюмороны: сочетание «сладости» и «мук» как единого переживания.
Параллелизмы и повторы: анафоры («А вдруг…»), лексические повторы («ты», «я», «любовь», «грех»).
6. Образная система
Возлюбленный/возлюбленная: идеализированный образ (ангел, богиня, Ева), наделённый световыми и ароматическими атрибутами («свет небесной сини», «аромат божественный»).
Лирический субъект: раздвоен — то возвышается до экстаза, то падает в пропасть сомнений; использует контрастные самоопределения («огонь» / «холодна», «святая» / «о грешность искололась»).
Пространство: от небесных сфер («упавший с неба») до бездны («темень бездны»), от рая («яблочко из сада») до ада («змею сердцем притулилась»).
7. Ритмика и звучание
Свободный стихотворный ритм с чередованием длинных и коротких строк, создающий эффект взволнованной речи.
Звукопись: преобладание гласных [«а», «о»] и сонорных [«л», «м», «н»] придаёт тексту певучесть; резкие согласные [«к», «г», «р»] в скептических фрагментах усиливают диссонанс.
Интонация: от восторженного восхваления до горькой иронии.
8. Итоговый вывод
Текст воплощает драму влюблённого сознания, где восторг и страх, вера и сомнение, страсть и рациональность сосуществуют в напряжённом диалоге. Через систему контрастов, библейской символики и насыщенной образности автор передаёт универсальную истину: любовь — это не только вознесение, но и испытание, требующее мужества увидеть себя и другого без иллюзий.
Свидетельство о публикации №117123010928