Привязан
Стал намного хуже:
Не гожусь для дела,
И себе не нужен.
На душе студёно,
Шкура, как заплатка:
Где огнём палёна,
Где побита в схватке.
Век мой мал, однако,
Но служил я честно.
Будучи собакой -
Знать пристало место.
Я, ведь, не был брошен:
Дали будку... миску.
Было б много плоше,
Каб бездомным рыскал.
Только сердце точит
Странное сомненье,
Словно что-то волчье,
Кровь несёт по вене.
Зубы чешут щёку
Иногда оскалу.
Мыслю ненароком:
Мне чего-то мало...
От волков я сроду
Не ходил в отказы
Но у них - свобода...
Это я - привязан.
28.12.2017
Краткий анализ текста
Тема — внутренний конфликт одомашненной собаки, ощущающей раздвоенность между преданностью хозяину и зовом дикой природы.
Основная мысль — даже в условиях заботы и сытой жизни живое существо может испытывать глубинную неудовлетворённость, тоску по свободе и инстинктивной природе.
Композиция:
зачин (1–4 строки) — констатация упадка, потеря пригодности;
развитие (5–12 строки) — описание физического состояния и честной службы;
кульминация (13–20 строки) — пробуждение внутреннего сомнения, «волчьего» начала;
развязка (21–24 строки) — противопоставление свободы волков и собственной привязанности.
Тип речи — лирическое размышление с элементами повествования (рассказ от первого лица о судьбе и переживаниях).
Стиль — художественный (поэтический), с яркой эмоциональной окраской и образностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («собака», «волк», «свобода»);
местоимения и личные формы глаголов («я», «мне», «служил»);
синтаксический параллелизм («Было б много плоше…», «Только сердце точит…»);
контрастные союзы и частицы («но», «только», «словно»).
Средства выразительности:
эпитеты: «душа студёно», «шкура, как заплатка»;
метафоры: «сердце точит странное сомненье», «кровь несёт по вене» (образ инстинкта);
сравнения: «шкура, как заплатка»;
антитеза: дом/будка vs свобода волков; преданность vs зов природы;
олицетворение: «сердце точит»;
разговорные и просторечные элементы: «каб» (если бы), «плоше», «ненароком» — придают речи искренность, «собачий» колорит;
аллитерации и звукопись (шипящие и свистящие в строках о волчьем начале) усиливают ощущение внутреннего напряжения.
Итог: стихотворение выстраивает психологический портрет собаки, переживающей экзистенциальный кризис. Через контрасты и внутренние противоречия автор раскрывает тему природной свободы, которая не заглушается ни заботой, ни привычкой.
Свидетельство о публикации №117122900182