Что ж ты оробел?
Путь до выгона.
Что ж следы твои
Не туда ведут?
Иль чадить-чудить
Нынче выгодней?
Неживой воды
Много стало тут.
По земле туман
Волочит ярмо
Укрывательства
Мир не огорчив.
Слёзы льёт обман,
У судов само
Дело ладится...
Сыты палачи.
Накипела боль
Да разбрызгалась:
Души крапаны
Да помечены.
А терпеть доколь?
Сколько выдалось
Жить под лапами
Зверя встречного.
А коль зверь внутри -
Станешь делать что?
С ним иль лад найти,
Или гнать взашей.
Слушай, да смотри:
С кем шалить враждой,
С кем дружить в пути
Мытарь-ворожей.
Жизнью обречён
На искания.
А чего ты ищешь,
Тащась в пыли?
Знаешь, что почём,
Взяв заранее
Медяков для нищих,
Прибрав рубли.
Бьёшья об заклад
Чепухе в почин
С честным словом, да
Без сомнения.
А чему ты рад?
Это не ключи
К смыслу повода
Обречения.
От болота зов
Клюквы ягоды...
А её ли слышишь
Взапрвдашно?
В ноги - змей лозой,
Блещет радугой...
Выдыхай потише,
Припадочный.
Под ногой земля:
В ней найдёшь приют.
И кому беречь,
Если не тебе?
Души все болят...
Плачут и поют.
Крест не сбросишь с плеч,
Что ж ты оробел?
28.12.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема
Внутренний поиск и нравственный выбор человека в мире, полном обмана, боли и противоречий. Лирический герой размышляет о путях жизни, борьбе со «зверем внутри», цене компромиссов и обретении опоры.
Основная мысль
Жизнь — это непрерывное испытание, требующее мужества и честности перед собой. Несмотря на боль, обман и внешнее давление, человек должен найти в себе силы идти своим путём, беречь душу и не терять внутреннего стержня.
Композиция
Свободная, ассоциативная: нет чёткого деления на строфы, но прослеживается движение от наблюдения («Паутины нить…») к вопрошанию, затем — к призыву и финальному утверждению.
Кольцевая структура: начинается с образа пути («Путь до выгона») и завершается мыслью о земле как приюте и необходимости беречь себя.
Диалогичность: множество вопросов («А терпеть доколь?», «А коль зверь внутри — станешь делать что?») создают эффект внутреннего монолога.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания (образы тумана, змеи, клюквы) и повествования (метафорический «путь» героя).
Стиль
Художественный, с чертами философской лирики. Смешение архаичной лексики («чадить;чудить», «мытарь;ворожей») с современными оборотами создаёт ощущение вневременности.
Средства связи
Анафоры и повторы («А терпеть доколь?», «А чему ты рад?»).
Параллелизмы («С ним иль лад найти, / Или гнать взашей»).
Местоимения и контекстные синонимы («ты», «человек», «лирический герой»).
Ритмическая организация (переменный размер, ассонансы на «а», «о»).
Средства выразительности
Метафоры: «паутины нить» (хрупкий путь), «змей лозой» (искушение), «крест не сбросишь с плеч» (ноша судьбы).
Олицетворения: «слёзы льёт обман», «туман волочит ярмо».
Эпитеты: «неживой воды», «припадочный» (в контексте — взволнованный, сбившийся с пути).
Антитезы: «с ним иль лад найти / Или гнать взашей», «плачут и поют».
Архаизмы и диалектизмы: «чадить;чудить», «взапрвдашно» (усиливают фольклорный оттенок).
Риторические вопросы и восклицания (создают напряжённый тон).
Вывод
Стихотворение представляет собой исповедальный монолог о борьбе с внутренними и внешними демонами. Через сложную образность и интонационную динамику автор передаёт мучительный процесс самоопределения. Ключевой посыл: несмотря на боль и обман, человек обязан найти опору в себе и «беречь» свою душу, ибо «под ногой земля» — единственный реальный приют.
Свидетельство о публикации №117122808432