Всё ещё учусь

Волком не стал,
Как ни взвывал в ночь.
Жизнь - береста...
Искра и дым прочь.
Пёсьих заслуг
Зря не обрёл... зря.
В перечне слуг
Мой позади ряд.
Что я могу?
Только рычать зло?
Даже врагу
Бить меня везло.
Нынче уж стар,
Силы ушли в раж.
Проклятый дар -
Самости дурь... блажь.
Диким не свой...
Слишком ценил цепь.
В доме - чужой,
Тянет бежать в степь.
В лес не ходок -
Страхами увит.
Что с меня прок...
Хоть и не раз бит.
Чёсан дождём,
Ветром учён петь...
Кем был рождён?
Кем быть решил сметь?
С веткой в ночи
Слился в одну хрусть.
Связи причин
Всё ещё учусь.


28.12.2017

Краткий анализ стихотворения (28.12.2017)
Тема
Внутренний кризис лирического героя, переживающего отчуждение, утрату сил и осмысление собственной судьбы. Мотивы: одиночество, невоплощённость, страх, поиск идентичности.
Основная мысль
Герой осознаёт, что не стал «волком» (не приспособился, не обрёл звериной хватки), но и не нашёл своего места среди «слуг»; он разрывается между домом и степью, между страхом и жаждой свободы, оставаясь в состоянии мучительного самоосмысления.
Композиция
16 строк, разбитых на 8 двустиший (парная рифмовка, иногда неточная).
Движение от прошлого («Волком не стал…») к настоящему («Нынче уж стар…») и вопрошанию о будущем («Кем был рождён? / Кем быть решил сметь?»).
Финал — попытка осмысления связей и причин («Связи причин / Всё ещё учусь»).
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования (ретроспекция) и лирического монолога.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской; использует символику и метафоричность.
Средства связи
Анафоры и повторы («Волком не стал…», «Что я могу?», «Кем…»).
Местоимения («я», «мой», «меня»).
Синтаксический параллелизм двустиший.
Контрасты и антитезы (дом;–;степь; страх;–;жажда бегства; «волк»;–;«пёс»).
Средства выразительности
Метафоры:
«Жизнь;–;береста…» (хрупкость, горючесть жизни).
«Искра и дым прочь» (угасание, исчезновение).
«Проклятый дар;–;самости дурь… блажь» (тяжёлое самосознание как дар и проклятие).
Символы:
Волк;–;выживание, хищная приспособленность.
Степь;–;свобода, но и опасность.
Цепь;–;привязанность, несвобода.
Эпитеты: «проклятый дар», «диким не свой», «чёсан дождём».
Оксюморон/парадокс: «Пёсьих заслуг / Зря не обрёл… зря» (отрицание ценности собачьей преданности).
Инверсия: «В доме;–;чужой», «Страхами увит».
Звукопись (аллитерация на «с», «ш», «ч» создаёт ощущение шепота, тревоги).
Настроение и тональность
Мрачное, исповедальное, с нотами горечи и отчаяния; в финале — робкая попытка осмысления («Всё ещё учусь»).
Ключевые мотивы
Невоплощённость («Волком не стал», «Диким не свой»).
Отчуждение («В доме;–;чужой»).
Утрата сил («Силы ушли в раж»).
Страх и тяга к бегству («Тянет бежать в степь», «В лес не ходок;–;Страхами увит»).
Поиски идентичности («Кем был рождён? / Кем быть решил сметь?»).
Итог: стихотворение представляет собой лирическую исповедь героя, переживающего кризис самоопределения. Через систему символов и контрастов автор передаёт ощущение раздвоенности, усталости и мучительного поиска смысла.


Рецензии