Пробовал?
Что беда сильна:
Это не она,
Это страх силён.
Жалость - моветон,
Жижа... муть со дна,
Лишь своя вина
Вызывает стон.
А не пробовал сострадания
Не к себе искать,
А в себе...
То-то же.
С проком на ноже
Правдой нарекать
Брешь в судьбе?
Душу выгнать за подаянием.
Что до врак тропа,
Что до истины...
Обе видимы...
Правда застит глаз.
Ей бы погреба,
Дворик сытенный,
Быт обыденный
С пайкой про запас.
А важнее гораздо было бы
Признавать уметь
Каверзу
Дел своих.
В осужденьях лих...
Славу можешь петь...
А на суд
Понесёшь заслуги чужой судьбы?
27.12.2017
Краткий анализ текста
Тема. Внутренний конфликт человека, борьба со страхом, самообман и ответственность за собственные поступки.
Основная мысль. Истинная сила — в преодолении собственного страха и честном признании своих ошибок, а не в жалости к себе и поиске оправданий. Важно уметь сострадать другим и видеть правду, даже если она неудобна.
Композиция. Текст состоит из двух крупных смысловых блоков:
первый (8 строк) — размышление о страхе, жалости к себе и личной ответственности;
второй (12 строк) — о правде, самообмане и необходимости признавать свои ошибки.
Завершается риторическим вопросом, усиливающим философский подтекст.
Тип речи. Рассуждение с элементами лирического монолога.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с элементами разговорной лексики («моветон», «жижа», «врак»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («правда», «страх», «вина»);
анафоры («А не пробовал…», «А важнее…»);
риторические вопросы;
контрасты («жалость — сострадание», «правда — враки»);
синтаксический параллелизм.
Средства выразительности:
метафоры («с проком на ноже», «брешь в судьбе», «правду застит глаз»);
эпитеты («сытенный дворик», «обыденный быт»);
архаизмы/книжная лексика («моветон», «врак», «каверза»);
антитезы (противопоставление жалости к себе и сострадания к другим, правды и лжи);
инверсия («Что до врак тропа», «Ей бы погреба»);
риторические вопросы («А на суд / Понесёшь заслуги чужой судьбы?»);
звукопись (аллитерации на «с», «з», «р» создают напряжённый ритм).
Общий вывод. Текст представляет собой философское размышление о внутренней честности, ответственности и преодолении страхов. Автор использует сложную образность и контрасты, чтобы показать противоречивость человеческого сознания и необходимость самоанализа.
Свидетельство о публикации №117122711372